День здесь идет за 365 – по крайней мере, для внедорожников. В Намибии буквально за три дня Toyota Land Cruiser Prado может пережить такое, что в Украине ему не выпадет и за три года. А может и не пережить – как карта ляжет. Кто знает, что сделают ночью местные бабуины с застрявшим в болоте Prado? Лучше не знать, еще лучше – не застревать. К счастью, у легендарного внедорожника теперь есть все для исполнения этого желания.  Автор Николай Захаренков, фото Toyota и автора

На два десятка журналистских Land Cruiser Prado – лишь один инструкторский Hilux с лебедкой. Еще пара помощников инструктора (тоже на «Хайлаксах») занимают место в середине и конце нашей колонны, и мы отправляемся в почти 800-километровый забег. На асфальт придется лишь десятая часть пути! При этом обуты машины в простую дорожную резину, на щеголеватых 19-дюймовых «катках».

Toyota Land Cruiser Prado
Формально речь идет о второй по счету модернизации автомобиля IV поколения, однако количество и глубина перемен заставляет забыть о формальностях: Prado ощущается новым.

В Украине таких нет, нашим Prado положены диски на 17 и 18 дюймов. Да, и еще давление в шинах снижено до полутора атмосфер. А это явно к песку, надежная примета. Сбудется? Скоро узнаем. Хочется, чтоб сбылось. Ведь мы прилетели в Намибию через полмира именно за тем, чтобы испытать славный вездеход на бездорожье всех мастей, какие только может предложить местная природа.

Атлеты не плачут

Люди из Toyota называют этот Prado новым – и, похоже, имеют на то полное право. Формально речь идет о второй по счету модернизации автомобиля четвертого поколения, однако количество и глубина перемен заставляет забыть о формальностях. Пропорции кузова не изменились, но многие детали новы: оба бампера, капот, радиаторная решетка, и, кажется, даже крылья. Вот и образ, который они создают, тоже другой. Если в общем и целом, то внедорожник наконец-то проявил характер и… рельеф. Prado теперь выглядит атлетом!

Toyota Land Cruiser Prado
Новая оптика, радиаторная решетка, бамперы и капот: легендарный внедорожник кардинально сменил образ, став подтянутым и атлетичным.

С внутренних уголков «глаз» наконец-то стекли грустные капли ходовых огней. Очень спорный был нюанс во внешности предшественника, очень обсуждаемый. А теперь говорить не о чем: новый дизайн бесспорно хорош. Фары стали светодиодными во всех комплектациях, кроме базовой – Prado в оснащении Comfort получил галогенную оптику без линз. Но даже у такого скромняги будут LED в противотуманках и стоп-сигналах фонарей.

Прохладу спинам!

Ветер перемен ворвался в салон Prado, принес комфорт и прохладу. Спидометр и тахометр поднялись с тенистого дна глубоких «колодцев» и прижались к цветному 4,2-дюймовому дисплею бортового компьютера; в комплектациях Prestige и Premium он покажет даже максимально допустимую на данном участке скорость: Land Cruiser Prado теперь умеет читать дорожные знаки.

Toyota Land Cruiser Prado
Новая приборная панель и руль, как у «двухсотки» – Land Cruiser Prado разом снял все претензии, которые накопились и к дизайну, и к функционалу салона за четыре года, прошедшие с момента предыдущего обновления.

Впрочем, на месте этого нарядного экрана может быть простенький монохромный. И будет – если выбрать Land Cruiser Prado с 2,7-литровым 163-сильным бензиновым двигателем. Этот мотор хорош тем, что позволяет стать обладателем легендарного внедорожника – причем нового, заметьте! – уже за $40 тыс, и многие, конечно, не устоят перед соблазном. Не вижу ничего зазорного, особенно для тех, кто привык передвигаться спокойно; паспортные 13,9 секунд до сотни 2,7-литрового Prado – это довольно-таки спокойный темп. Еще придется жить без кнопки запуска двигателя, датчика давления в шинах, подогрева заднего сиденья и лобового стекла – недоступны-с… Стекло все же будет греться, но не целиком, а в районе стеклоочистителей.

При этом одна из самых интересных комфортных опций нового Prado – вентиляция передних сидений – с 2,7-литровым мотором не конфликтует, поставляется вместе с кожаным салоном для всех движков и комплектаций, начиная с Elegance. Однако большинство покупателей, несомненно, заинтересуется турбодизелем объемом 2,8 л, которым и оснащены все тестовые внедорожники. Этот двигатель теперь соответствует нормам Евро 6, он и только он входит во все четыре комплектации (младший бензиновый 2,7 л предложен только в оснащениях Comfort и Elegance, старший 4-литровый – в Prestige и Premium).

Land Cruiser Prado с турбодизелем примерно на сотню кг тяжелей, чем с любым другим мотором, но дизелек покоряет сердца четырьмя с половиной сотнями ньютонометров, в полном составе  собирающихся под педалью уже с 1600 об/мин, и экономичностью. Мотор на тяжелом топливе – единственный, с которым паспортный аппетит Prado укладывается в десятку, причем сразу во всех трех циклах: городском, загородном, смешанном. И, раз уж к нашей колонне не присоединился бензовоз, выбор дизеля для путешествия вглубь континента более, чем оправдан.

Чувство безопасности

Пока мы движемся по асфальту, новому Prado, кажется, нечем меня удивить – на идеальном покрытии внедорожник ожидаемо ведет себя идеально. Асфальт в Намибии гладкий, как яйцо, несмотря на палящее солнце и снующие туда-сюда грузовики. Потому как ни играйся с ездовыми режимами Drive Mode Select, разницу в комфорте подвески с электронно-регулируемыми амортизаторами не ощутишь. Зато разницу в реакции на педаль газа в режимах Eco и Sport+ можно почувствовать, как и отличия в усилии на руле – внедорожник умеет его менять благодаря системе VFC, хотя по-прежнему оснащается гидроусилителем. А значит, подкручивать руль, удерживая себя в своей же полосе, Prado пока не умеет.

Но автоматически тормозить уже готов, равно как и контролировать слепые зоны, и предупреждать о помехе сзади, приближающейся в поперечном направлении, – автомобиль получил целый комплекс систем безопасности Toyota Safety Sense. Звучит просто, но работу инженеры ради этого провели титаническую: электрическая «схема» предшественника не подходила, пришлось ее полностью перечертить. Заодно внедорожник получил и адаптивный круиз-контроль, научившись поддерживать расстояние до едущего впереди автомобиля, даже если он меняет свою скорость.

Туз в рукаве

Toyota Land Cruiser Prado отзывается на руль замечательно чутко, и поворачивает более чем двухтонный внедорожник собранно, весь и сразу, хотя в его передней подвеске – стальные пружины, а в задней – пневматика. Высоту задней оси можно менять в пределах 4 см, и эта возможность явно пригодится на бездорожье. Как и многие другие возможности, которые может подарить только Land Cruiser Prado в максимальной комплектации Prestige.

Toyota Land Cruiser Pra
У системы Multi-terrain Select появился режим Авто. Включается автоматически при активации «ползущей» системы Crawl Control – с ее помощью Prado движется сам со скоростью от 1 до 5 км/час

Во всех прочих оснащениях – Comfort, Elegance и Premium – автомобиль вооружен постоянным полным приводом, пониженный рядом, несимметричным центральным дифференциалом торсен 50:50 – 30:70) и возможностью его принудительно заблокировать. Немало, вполне достаточно в большинстве внедорожных ситуаций, но весь этот набор был и раньше. А в топовую Prestige, кроме вышеперечисленного, теперь входит самоблокирующийся задний дифференциал, и это что-то новенькое: раньше дифф блокировался принудительно. Теперь он сам по себе, что изрядно меняет поведение Prado на грунте, причем в лучшую сторону. Или в задорную, если хотите.

Toyota Land Cruiser PradoНа сбросе газа – скажем, перед входом в поворот – дифференциал блокируется, и делит крутящий момент в пользу наружного колеса. От этого Prado теперь намного охотнее заныривает в вираж, и на выходе из него не тупит. Скоростная езда по грунту и песку стала куда азартнее. Особенно если лишить машину сомнений по поводу того, что у нее под колесами: выбирайте один из пяти режимов системы Multi-terrain Select, и Prado тотчас же поймет, можно ли разрешать колесам проскальзывать, и как сильно. На камнях проскальзывания должны быть минимальными, а вот на зыбких грунтах тягу можно не жалеть.

На газ давишь смелее еще и потому, что теперь можно точнее представить себе, что творится под колесами Prado. Система внедорожного кругового обзора Multi-terrain Monitor расширила количество предлагаемых водителю видов, в буквальном смысле научилась заглядывать под днище внедорожника. Теперь передняя камера записывает картинку дороги примерно на 3 метра впереди Prado и выводит ее на монитор после того, как автомобиль эти метры проедет. Очень удобно, особенно на сложном каменистом рельефе.

Так что Land Criuser Prado не только помолодел душой, причем совершенно неожиданно для окружающих, но к тому же изрядно поумнел. Не частое, но очень правильное сочетание качеств.

Toyota Land Cruiser PradoБлагодарим компанию «Тойота Украина» за помощь в организации тест-драйва.

ЗА РУЛЕМ №03 2018