У сжиженного газа как автомобильного топлива множество достоинств и лишь один существенный недостаток: взрывоопасен, говорят. Но так ли страшен черт? Знакомился с ним Андрей Сидоров. Фото: Александр Батыру.
Последствия взрыва бытового газа, как правило, трагичны: рухнул подъезд жилого дома, разнесло по кирпичику дачу или сгорела чья-то машина. Так что же, отказаться от газа и ездить на бензине или солярке? Но газ-то в два раза дешевле! К тому же и бензиновые машины, и дизельные горят ничуть не хуже. Чтобы понять, насколько опасен или безопасен газ в автомобиле, мы и провели этот эксперимент.
Газовая динамика
Пропан-бутановая смесь, а именно она в сжиженном виде находится в бытовых баллонах и в газобаллонных установках автомобилей, сама по себе не имеет ни запаха, ни цвета. Чтобы утечка не осталась незамеченной, в эту смесь добавляют одоранты – вещества с сильным и резким запахом. Его-то и называют запахом газа. Человеческий нос способен унюхать одорант даже при незначительной концентрации газа в воздухе, то есть задолго до того, как газовоздушная смесь обретет способность к возгоранию, а тем более – станет взрывоопасной. Нам с детства известно правило: почувствовав запах газа, не включайте и не выключайте электроприборы и проветрите помещение, – и следования ему вполне достаточно, чтобы избежать неприятностей.
Но, предположим, кто-то временно утратил обоняние – по причине гайморита, насморка или еще какого-нибудь уважительного обстоятельства. Чем грозит бедолаге потеря нюха?
Для начала поэкспериментируем на обычной стальной бочке. Она, установленная вверх дном, будет имитировать салон автомобиля, заполненный газом. Взрывоопасная концентрация его в воздухе, как говорят справочники, около 5%. Если меньше, не загорится, больше – полыхнет без эффектного хлопка.
Подобрать нужную пропорцию оказалось не так уж просто. Поначалу газовоздушная смесь не то что взрываться – гореть не хотела. Опытным путем удалось нащупать верный сценарий: 7 секунд подачи газа из баллона, 5-секундная выдержка и электроподжиг, а поскольку на дворе конец октября и довольно прохладно, воздух в бочке подогревают предварительно раскаленные кирпичи. Лучший результат – подскок бочки на полметра и легкий хлопок. Признаться, мы ожидали большего! Но, может быть, все дело в небольшом объеме? Бочка всего-то 200-литровая, а объем салона легкового автомобиля – 4–5 кубометров. Посмотрим, насколько опасен этот хлопок в реальных условиях.
Жертвенный «Форд-Скорпио» отправляется в свой последний путь к заброшенному песчаному карьеру – место это безлюдное и вполне безопасное в случае взрывного развития событий. Фото на память, и можно приступать к подготовке «катастрофы». Петр Торичный, наш неустрашимый естествоиспытатель, на всякий случай роет окопчик, откуда будет регулировать подачу газа из баллона в салон, а фотографы встают на номера на рубеже безопасного удаления. Эксперимент недешев, поэтому осечки быть не должно.
Черт действительно оказался не так страшен, как его малюют. Нам пришлось сделать серию из нескольких вспышек, пока не получили нечто, похожее на хлопок. Оказалось, не так-то просто взорвать машину, не прибегая к помощи пиротехников. Это только в кино злодей небрежно бросает окурок – и объятая пламенем машина взлетает на воздух. Зарево при этом охватывает полнеба, а покореженный кузов падает в метре от героя. Но это продиктовано законами приключенческого жанра, на самом деле все куда прозаичнее. Последствия вспышки – обгоревшая обшивка потолка, приоткрывшийся, но все же уцелевший люк в крыше и растрескавшееся ветровое стекло. При том что все двери и стекла машины были закрыты, салон прогрет и тщательно заполнен газом, а вместо тлеющей сигары использовали промышленный электророзжиг от газовой котельной.
Маловероятно, что такие условия могут сложиться в реальности. Система вентиляции постоянно подает в машину свежий воздух, а газовая магистраль, проложенная под днищем, даже будучи поврежденной, заполнить салон газом вряд ли сможет. Подкапотное пространство, где находится редуктор, также изолировано и свободно сообщается с атмосферой через множество проемов снизу. Сам баллон стоит в багажнике, а короб, в который заключен вентиль, вентилируется, что не позволяет газу скопиться в багажнике или проникнуть в салон. Но почему взрывы все же случаются, как утверждает молва? Продолжим эксперимент.
На бочке с порохом не курят!
Табачный дым, как, впрочем, и любой другой, не только вредит здоровью, но и делает газовоздушную смесь гораздо более взрывоопасной. Вы можете сами убедиться в этом, поставив небольшой опыт. Попробуйте бросить горящую спичку в недавно опорожненную бутылку из-под водки. Пламя сгорающих паров спирта беззвучно пройдется сверху донизу. Затем наполните бутылку сигаретным дымом и немного подождите. На сей раз брошенная спичка породит в сосуде некоторое подобие джинна – из горлышка с эффектным воем вырвется столбик голубого пламени. Применительно к нашей теме из этого следует, что дым, сигаретный или от загоревшейся электропроводки, существенно облегчает воспламенение газа. Наша тренировочная бочка, будучи предварительно задымленной тлеющей ветошью, безотказно подпрыгивала при каждом подрыве, в то время как на чистой газовоздушной смеси – через раз и не столь высоко. Итак, напомним, что курить вредно, особенно в салоне автомобиля с неисправной газобаллонной аппаратурой (ГБА). Здесь из-за пагубного пристрастия можно потерять голову в прямом смысле слова.
Только вспышка газа – это не самое страшное, что может случиться на машине с ГБА. Пожар, а за ним взрыв баллона от перегрева – неприятность куда большая! Емкость газового баллона легковушки обычно равна 50–70 л, и взрыв его способен разнести не только автомобиль, но и все, что окажется поблизости.
Бытовой 5-литровый баллон с остатками газа занимает место на кирпичном пьедестале, сооруженном за передними сиденьями. На него, имитируя пожар, направляем факел газовой горелки, а чтобы он не погас, выработав кислород, немного опускаем стекла задних дверей. Время пошло!
С обрыва карьера через заднее стекло машины видно, как пламя облизывает красный бок. Когда рванет, точно не известно, но то, что ждать недолго, сомнений не вызывает. Эти девять с половиной минут ожидания тяжелее всего дались, наверное, фотографам – взрыв скоротечен и непредсказуем, но упустить момент нельзя! К счастью, профессиональное чутье не подвело – затворы фотоаппаратов застрекотали за секунды до взрыва.
Пыль улеглась, встревоженные вороны, сделав круг, снова расселись по деревьям – добычи для них в этот раз не предвидится. А мы оценили, что сделал с машиной всего лишь 5-литровый баллон.
Ударная волна сбила пламя с горелки, поэтому вырвавшийся на свободу газ не воспламенился. В реальных условиях, заметим, взрыв баллона – следствие, а не причина пожара. Кузов машины уцелел, только заметно раздулся. Стекла, за исключением ветрового, вылетели вместе с рамками. Осколки баллона прошили спинку водительского сиденья и застряли в обшивках дверей, а кирпичи из-под баллона превратились в щебенку. А будь баллон 50-литровый да разорвись в горящем автомобиле? Впрочем, и сгоревшая, и подорванная машины восстановлению, как правило, не подлежат.
Так что же показал наш эксперимент? При исправной газовой аппаратуре пропан в машине опасен не более, чем бензин. Газ просто так не взрывается, а сам баллон страшен только при сильном пожаре. Впрочем, и полный бензобак тогда не подарок – 50 литров бензина способны добавить зрелищу куда больше ярких красок!
Частично обгоревшая обивка сидений и потолка да сорванный люк в крыше – последствия легкого пожара, вызванного вспышкой газа в салоне. Неприятно, конечно, но все-таки не катастрофа. Куда страшнее взрыв газового баллона. Даже пятилитровый способен разворотить кузов под списание. Впрочем, взрыв, как правило, – следствие пожара, а уж чем уничтожен автомобиль, владельцу вряд ли будет важно.
После нескольких хлопков из-под торпедо появился дымок, но ждать, когда он разовьется в настоящий пожар, мы не стали. Это не входило в наши планы. Не каждый день мы взрываем машины, поэтому прежде отработаем сценарий на 200-литровой бочке. Электроподжиг от газовой котельной, преобразователь и аккумулятор позволили безопасно синхронизировать момент взрыва и фотосъемку.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram
Как выбрать аккумулятор: тест шести батарей именитых брендов