Осенний дождь предъявляет дополнительные требования к шинам – по словам эксперта Nokian Tyres глубина протектора и стиль вождения важнее, чем показатель сцепления шины с мокрой дорогой.
Осенью дни становятся короче, осадки выпадают чаще, а солнце садится раньше. И потому важно помнить, что дороги могут быть опасными как во время, так и после сильных дождей: риск аквапланирования возрастает, когда вода на поверхности дороги не успевает испариться.
Водяная «подушка» образуется, когда канавки протектора не могут удалить всю воду между шиной и асфальтом. Это приводит к тому, что сцепление шин с дорогой резко падает, машина почти перестает реагировать на движения рулем, и как следствие водитель уже не контролирует транспортное средство. Аквапланирование может застать врасплох даже самых опытных водителей, поскольку, как правило, начинается внезапно.
Проверьте состояние своих шин и давление в них
Качественная летняя шина с достаточным остатком протектора – самый безопасный выбор для мокрой осенней дороги.
– Состояние ваших шин является важным фактором в предотвращении аквапланирования. Если шина изношена, ее канавки не смогут эффективно отводить воду из пятна контакта, – говорит Матти Морри, руководитель отдела технического обслуживания клиентов Nokian Tyres.
В сравнительном тесте Tekniikan Maailma изношенная летняя шина с глубиной протектора 3–4 мм имеет явно худшую управляемость, чем новая летняя шина с протектором 7 мм. В ходе испытаний новой шины начало аквапланирования было зафиксировано на скорости 83,1 км/ч, когда толщина водной подушки на дороге составила 10 мм. Изношенная шина показала значительно худший результат: аквапланирование проявилось на скорости 61,2 км/ч. Из чего можно сделать простой вывод: чтобы избежать риска аквапланирования на допустимых скоростях, следует менять шины, когда глубина их протектора снижается до 4 мм.
Новая летняя шина также уменьшит тормозной путь на мокрой поверхности, хотя Морри говорит, что сцепление или торможение на мокрой дороге не следует путать с тенденцией к аквапланированию.
– Класс сцепления с мокрым дорожным покрытием, обязательный для указания в маркировке согласно правилам ЕС, характеризует эффективность сцепления шины с мокрым дорожным покрытием. Другими словами, он показывает эффективность торможения на мокром асфальте. При этом, было бы ошибочно делать выводы об устойчивости шины к аквапланированию только на основании этого показателя, – напоминает Матти.
В дополнение к состоянию протектора, давление в шинах также является существенным фактором. Слишком низкое давление не позволит шинам сохранять форму в воде, и машина становится более восприимчивой к аквапланированию.
Избегайте обгонов и луж
Помимо качественных летних шин, важно также и правильное поведение водителя. В частности, скорость на мокрой дороге должна быть снижена.
– Еще медленнее стоит проезжать лужи на дороге. По мере возможности, вы также должны стараться избегать колей, так как они, как правило, собирают воду, – говорит Морри.
Не рекомендуется совершать обгоны. Автомобиль может легко «поплыть», когда вам нужно проехать через колеи при смене полосы движения.
Быстрый износ: некачественные шины или неправильная эксплуатация?
Если, несмотря на перечисленные меры предосторожности, аквапланирования все-таки началось, действуйте следующим образом:
- Сохраняйте спокойствие.
- Отпустите акселератор, чтобы замедлить автомобиль и восстановить сцепление. Торможение не поможет, поскольку лишь уменьшит сцепление с дорогой.
- Держите руль прямо, чтобы избежать поворота в канаву или встречную полосу при восстановлении сцепления.