Мощные автомобильные компрессоры, гайковёрты, домкраты опасно включать в штатную розетку. Для этого существуют переходники. Разве через них не опасно?
Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин, фото: Георгий Садков
При подключении к бортсети смартфонов, регистраторов и навигаторов перегрузок можно не опасаться. Потребляемый ими ток составляет несколько ампер. Совсем иная ситуация возникает при использовании мощных инструментов. Свежий пример: в экспертизе электрических гайковертов (мы опубликовали его в мартовском выпуске журнала) показания амперметра доходили до 22 А! Для салонной розетки – уже перебор. И предохранитель сгорит, и корпус может расплавиться.
Толковые производители инструментов это понимают и комплектуют свой товар простейшими переходниками: то же гнездо, снабжённое парой проводов с зажимами-крокодилами на концах для подсоединения непосредственно к АКБ. Батарея легко выдаст любой требуемый ток, а за сохранность предохранителей можно не беспокоиться. При этом не нужно задумываться о том, что на большинстве автомобилей бортовые розетки при выключенном зажигании обесточиваются.
Продают подобные изделия и по отдельности. Мы приобрели удлинители четырёх брендов: один российский и три китайских. У всех одинаковые гнёзда, с внутренним диаметром 21 мм. Отличия сводятся к размеру зажимов‑крокодилов, длине соединительных проводов и качеству сборки. Любопытно, что заявленный ток составляет максимум 10 А, что для практических целей откровенно мало.
В ходе испытаний мы оценили аккуратность монтажа удлинителей: заделку проводов, качество пайки. Механические испытания свели к проверке на отрывание провода. Подобное часто случается, когда пытаешься перейти с подключенным инструментом из одной зоны работы в другую, не обращая внимания на то, что штекер в розетке уже перекосило от натяжения.
Затем испытали каждый удлинитель при запредельном для него токе в 20 А: при меньших токах подобные изделия никому и не нужны. Все они показали себя хилыми – как механически, так и электрически. Случайно оторвать провод ничего не стоит: реально его удерживает только миниатюрная пайка. Использовать данные удлинители для работы с серьёзными нагрузками нельзя – тоненькие провода начинают сильно греться. Маленькие крокодилы никуда не годятся: они не смогут «вцепиться» ни в аккумуляторную клемму, ни даже в специальную подкапотную планку для прикуривания.
Переходники с коротенькими проводами неудобны: и длины не хватит, и розетка со штекером будут елозить по моторному отсеку. У длинных же – другой недостаток. Воспользоваться мощным электрическим гайковёртом не получится – примерно половина (!) напряжения бесследно пропадает на проводах.
Получается, выбирать не из чего. Поэтому предлагаем свой вариант такого переходника.
Берём провода сечением 2,5 мм² (подойдёт бытовой многожильный провод), пару солидных крокодилов и современную автомобильную розетку. Оптимальная длина проводов – два метра. Аккуратно припаиваем, тщательно изолируем соединения и… всё!
Самодельный удлинитель мы проверяли при тех же 20 А в течение часа. Провода становятся тёплыми, но руку не обжигают. Падение напряжения пустяковое – примерно 0,5 В. А длины проводов хватает, чтобы дотянуть компрессор от АКБ до заднего колеса. Поэтому наша конструкция получает титул «Выбор ЗР». И пусть она послужит образцом для тех, кто соберётся выпускать подобные переходники. ЗР