Куда деваться, если своего авто в нужный момент нет под рукой? Почём выручат прокат и каршеринг? И на какие подводные камни можно напороться?
Автор Ярослав Московка, фото автора и GettyImages
Cуществует масса причин, по которым вы можете оказаться «безлошадным», и обычно случается это всегда некстати и невовремя. Как быть, если очень нужно ехать, а такси – не вариант? Ответ цивилизации таков: прокат или каршеринг. Причём прокат – уже давно не диковинка: он зародился ещё в советские времена (главным образом – для интуристов), а вот каршеринг – услуга совсем свежая, однако крайне популярная на Западе. Давайте разбираться, что нам предлагают.
А если я хочу – эх, прокатиться?
Прокат оправдан в тех случаях, когда ездить придётся много: как минимум день-два в плотном графике, возможно – между городами. Прокатных компаний нынче хватает – только в столице их не меньше полутора десятков, есть они и в других крупных городах Украины, что говорит о несомненном наличии спроса.
Напрокат можно взять автомобиль практически любого класса: от компакта и эконома (Ravon R2, Renault Logan) до престижных седанов и крупных вседорожников (VW Passat, Hyundai Santa Fe). Минивэны и коммерческие «пирожки»? Тоже не вопрос.
Объединяет все прокатные предложения ставка в евро или долларах: оплата, конечно, в национальной валюте, однако по курсу. И ставки прокатных компаний весьма высоки. Обычно они тем выше, чем меньше срок предоставления автомобиля: как раз от одного до трёх дней – дороже всего. Самый бюджетный вариант из найденных нами – ЗАЗ-Ланос: за один день разъездов на этом бестселлере просят от 520 гривен (с залогом в эквиваленте 150 евро) до 730 гривен (без залога). А вот если решитесь взять Ланос на месяц (от 26 дней), то он уже обойдётся соответственно от 370 до 520 гривен в день.
Ну а если что-то поприличней? Ford Fiesta «на ручке» потянет на 950–1320 гривен в день, такая же машина с АКПП, разумеется, дороже: 1080–1510 гривен. Kia Rio с автоматом – от 1220 до 1700 гривен за сутки.
Для желающих шикануть тоже есть предложения. Toyota LC 200 – от 6750 гривен, а Mercedes-Benz S-Klasse или, представьте, Maserati Ghibli – от 10 800 гривен. Здесь, впрочем, залог обязателен, причём он очень высок: от 70-80 тысяч. Так что студенты, желающие произвести эффект на свою избранницу, – таки в пролёте. Немудрено!
Крупные конторы предлагают и расширенные услуги: например, прокат автомобиля практически по лизинговой схеме – от 3-6 месяцев и дольше, с последующим выкупом. Машину могут пригнать прямо вам под окно, да и заберут её при желании в удобном вам месте – но понятно, что любой каприз за ваши деньги. Ну а если очень нужно, то могут предоставить и авто с водителем.
Клиент всегда неправ
Базовые требования почти всюду одинаковы: вы должны быть старше 21 года и иметь стаж вождения более 2 лет. Некоторые компании согласны пойти навстречу и уменьшить эти возрастные цензы, однако при этом возьмут более крупную сумму залога – и да, он в таком случае станет обязательным. Залог вносится либо наличными (ох уж наша любовь к тугим пачкам чёрного нала!), либо блокированием соответствующей суммы на банковской карточке.
Обычный лимит пробега – 100 км в сутки, независимо от срока аренды машины. То есть берёте авто на неделю – можете накатать максимум 700 км. Опять же, если очень надобно, то можно договориться и про безлимитный пробег – и конечно, это дороже. У некоторых компаний допускается пробег в 300 км – в общем, тут как подберёте. Главное не забыть, что часики тикают: вернёте автомобиль, уложившись в лимит километража, но опоздав более чем на час в условленное по договору время, – заплатите ещё один суточный тариф.
Как правило, автомобиль нужно возвращать помытым и с тем же количеством топлива в баке, с которым вы брали машину: все эти расходы – ваши. Причём некоторые операторы требуют заправляться только на оговоренных сетях АЗС, с предоставлением чека – и их нетрудно понять: неприятные сюрпризы от Василия Алибабаевича никому не надобны. Вдобавок иные клиенты, чего доброго, вознамерятся заправить авто не только на какой-нибудь безродной АЗС, но также и неподходящим бензином – А-92 вместо А-95 либо зальют спиртовой бензин в машины азиатских марок, категорически не приемлющие такого.
У порога любой прокатной машины помните: каждый раз вы садитесь в неизвестность! Проверьте хотя бы базовую исправность: лампочки, колёса, стеклоочистители, «ручник»
Ответственность клиента обычно равняется сумме залога, которая, в свою очередь, является ничем иным, как страховой франшизой. Её не вернут за относительно крупные повреждения – на мелкую царапину или чуть притёртое колесо, как правило, закроют глаза, но вмятину или основательный задир уж точно не простят. При угоне или повреждении машины в тотал затребуют 10% от её стоимости – и неважно, вы ли виноваты в произошедшем. А в случае грубых нарушений ПДД, последствия которых не возмещает страховая (вождение подшофе, проезд на красный, разворот через две сплошные), почти все компании декларируют ответственность арендатора в полном объёме стоимости авто.
Учитывая ремарки договора (которые часто оказываются подводными камнями), прокат – та ещё лотерея. Даже если вы сами водите машину безукоризненно, то почти во всех прокатных конторах с вас могут затребовать возмещение ущерба в случае ДТП или какого-либо прочего повреждения не по вашей вине. Некоторые прокатчики готовы предложить дополнительную страховку – нетрудно понять, что за ваш же счёт: обычно это как минимум 30-50% от залоговой суммы. Пожалуй, с учётом нашего бардака на дорогах есть смысл переплатить за неё: разве вы уверены в том, что на каком-нибудь несчастливом перекрёстке не повстречаетесь с таксистом на «евробляхе»?
Калиф на час
Каршеринг нынче стал обычным делом в Европе и Америке, да и у нас, по крайней мере, в столице эта услуга успела набрать приверженцев. Пробуют её развивать и в регионах – в Харькове и в Одессе, к примеру, есть компании, которые предлагают поездки на электромобилях. Идея подкупает удобствами: по мобильному приложению вы находите ближайший к вам автомобиль – и едете на нём по своим делам. Вам не надо думать ни о мойке, ни о бензине: машины обычно чистые и заправленные, а если в них и закончится горючее, то в бардачке имеются топливные карты. Классно?
Но не всё так безоблачно. Начнём с того, что у оператора каршеринга, на сегодня по факту единственного в столице, прописаны две зоны: зона использования автомобиля и зона завершения аренды. Самое главное, что здесь необходимо знать – вы далеко не везде сможете начать и завершить поездку. Например, это невозможно сделать где-то в промзонах Киева и даже отнюдь не во всех жилых районах: компания закономерно предписывает, что автомобиль можно оставлять только там, где им вновь кто-то гарантированно воспользуется – а это в основном оживлённые места. Зона использования – это вся территория столицы с ближайшими пригородами. Переступать её границы нельзя: в таком случае вас ждёт не только моментальный грозный звонок от оператора, но и штраф. Это, собственно, самое существенное отличие от прокатной машины, на которой вы можете ехать куда угодно.
Теперь об ответственности. По умолчанию для пользователя заложена франшиза в 20 тысяч гривен – её придётся заплатить при собственной или обоюдной вине в ДТП, а также при отсутствии виновника происшествия (да-да, и вновь привет таксисту на «бляхе»!). Не хотите брать на себя такие риски – покупайте месячные страховые абонементы: нулевая франшиза обойдётся в 700 гривен, а франшиза в 10 тысяч – в 300 гривен. Разумеется, за ваш счёт все штрафы – неправильная парковка, эвакуация, стоянка на частных платных паркингах…
Дешевле, чем такси?
Ну а каковы тарифы? Оператор часто рекламирует свои услуги, как более выгодные, чем такси. Попробуем подсчитать, так ли это. Для сравнения я взял десять собственных поездок на таксомоторах. Надо учитывать, что соотнести один к одному километраж и время следования в такси и каршеринге не получится: если такси вы можете вызвать прямо к своему подъезду и приехать на нём под самое крыльцо офиса, то с каршерингом такой номер, как правило, не пройдёт.
Как минимум в каждом втором случае вам понадобится идти (а то и ехать общественным транспортом!) к зоне разрешённой стоянки каршерингового авто, да и припарковать его в пункте вашего назначения вы с той же вероятностью не сможете. Это означает, что и пробег, и время пользования автомобилем каршеринга будет побольше (на километр-другой и минут на пять), чем в поездке на таксомоторе, да и, в общем, само мероприятие потребует заметно большего времени. Когда я писал эту статью, то ближайший доступный автомобиль был от меня в двух километрах, а ни к одной из трёх машин в окрестностях района не вели прямые маршруты общественного транспорта. И что, прикажете вызывать такси, чтобы доехать до каршерингового авто?!
Итак, самая короткая поездка – 4 км, таксист, выполнив её, уложился всего в 6 минут, а приехал за 4 минуты. Служба такси взяла с меня 48 гривен, в то время как в каршеринге за тот же километраж и время пользования я бы отдал всего 24 гривны – и это по самому пиковому тарифу. Хм, вроде неплохо! Вот только смотрю на карту – и понимаю, что взять каршеринговые Ravon, Logan или Фабию я бы смог минимум в 2 км от моей точки старта, а оставить машину – в 1,5 км от точки завершения. Значит, прибавляю к тарифу ещё двадцатку – и получаю примерно то же, что в такси, но с дополнительной беготнёй, которая заняла бы у меня по самой меньшей мере полчаса…
Каршеринг весьма привлекателен, когда вы точно знаете, что на пути нет пробок: приблизительный тариф точно не превысит расценки такси. А также если хотя бы одна из точек поездки находится в зоне центра и Подола: там одна сплошная зона разрешённого завершения аренды, причём машину можно и нужно оставлять на городских паркоместах – за вас уже всё оплачено каршеринговой компанией. Как только город замирает в пробках, каршеринг теряет значительную долю своей заманчивости: поскольку тарифы в большинстве своём привязаны не к километражу, а времени в пути, то поездка рискует оказаться значительно дороже, чем даже в совсем не дешёвой службе такси с пиковыми коэффициентами!
Два последних примера – не одиночные поездки, а цепочки разъездов.
В первом случае каршеринг будет немного выгоднее такси, но в самом удобном тарифе выльется практически в те же деньги; во втором случае он окажется дороже. И ведь это снова без учёта потерь времени и сил на то, чтобы добраться до автомобиля!
Словом, пока у нас каршеринг имеет весьма ограниченную целесообразность пользования. Он удобен далеко не всем, до сих пор не решён вопрос с парковками в аэропорту (честно говоря, известная жадность последнего вряд ли оставляет шансы на это решение), катастрофически мало дозволенных зон завершения аренды в жилых районах, не говоря уже о деловых. Цены, конечно, относительно невысоки (особенно в Харькове, где просят всего 2 гривны за минуту поездки), однако обилие минусов снижает привлекательность услуги: в моём случае каршеринг не может предложить ни одной по-настоящему близкой и удобной зоны парковки ни возле дома, ни у работы, ни даже в районе моих родителей. Возможно, оператора подстегнула бы здоровая конкуренция!
А счётчик тикает!
Чем плох и даже опасен каршеринг применительно к нашему менталитету? Клиент, зная, что у него капают деньги за каждую минуту в пути, непременно будет стремиться ехать быстрее – ну разве только у него нефиксированный тариф на время. Это значит – превышения скорости и стремления проскочить на «оранжевый» неминуемы. Особенно последнее: ведь любая задержка на светофоре – это по меньшей мере плюс одна минута, а есть в городе и светофоры, которые держат поток ещё дольше. И опасения «попасть» на страховую франшизу не всегда сдержат «летунов»: во-первых, нашим людям присуща уверенность, что с ними никогда ничего не случится, а во-вторых, при частом пользовании каршерингом можно потратиться на нулевую франшизу. Компания намеревалась ввести санкции за несоблюдение скоростного режима, однако пока их нет.
Кроме того, весьма бесхитростна регистрация в системе: вас просят сделать снимки пары страниц паспорта и водительского удостоверения. При нынешнем уровне домашней полиграфии – нет никаких проблем сделать фальшивые документы и предъявить их мобильному приложению. Соответственно, неиллюзорен риск того, что каршерингом для тех или иных тёмных намерений могут воспользоваться злоумышленники. Их, впрочем, с долей вероятности можно вычислить по данным банковской карты… а можно и не вычислить.
Посадка в неизвестность
Важный момент вашей безопасности – как при пользовании прокатным или каршеринговым автомобилем не попасть впросак с повреждениями машины, произошедшими не по вашей вине и, в том числе, до вашей встречи с авто? Даже если вы сверхбдительны, рекомендуем вам каждый раз подробно фотографировать машину перед началом поездки. Снаружи – минимум четыре снимка: с каждого из углов, так, чтобы в кадре были видны две стороны автомобиля от этого угла. Не помешают и ещё четыре вида – полностью с каждого из боков, спереди и сзади. Ну и, разумеется, щёлкните на добрую память салон и багажник. Именно так вы со значительной долей гарантии обезопасите себя от дальнейших претензий арендодателей.
Однако повреждения кузова и салона – это лишь часть возможных неприятностей. Помните: каждый раз вы садитесь в неизвестность! Проверьте хотя бы базовую исправность машины: все ли лампочки горят, накачаны ли колёса, работают ли стеклоочистители, держит ли «ручник»? В межсезонье обязательно убедитесь, по погоде ли обувка на машине: сами представляете, чем может закончиться поездка на летних шинах по утренней гололедице. Если прокатный автомобиль попадет в аварию и будет выявлен факт его технической неисправности либо несоответствия сезонности шин, отвечать придется водителю. Ведь он не имел права выводить такое транспортное средство на дорогу!
Не спешите включать музыку и расслабляться – прислушайтесь к машине, почувствуйте её: как тормозит, как слушается руля, как разгоняется. Пример банальной неисправности с потенциально катастрофическими последствиями – ослабленные болты крепления колес. Они выдают себя характерным стуком при езде, обнаружить их совсем несложно. Что случится, если вы потеряете колесо на скорости, думаем, объяснять не нужно.
В прокате автомобили между выдачами клиентам возвращаются в гаражи компании-владельца. Как правило, фирмы (особенно филиалы крупных западных организаций с известным именем) контролируют техсостояние машин и даже довольно оперативно освежают свои парки. А каршеринговые авто круглосуточно живут на улицах – и в том числе подвергаются вандализму. Между плановыми ТО у них проходит столько же километров, сколько и у всех остальных, а вот водители меняются сотнями, если не тысячами.
Не надейтесь на других: обезопасьте себя и окружающих, потратив лишнюю минуту-другую на оценку технического состояния автомобиля, который вы берёте. Экономия в десяток гривен несравнима с возможными неприятностями!