Популярно объясняем причины «масложора», проводим грань между нормой и неисправностью и даем умные советы.
Шекспировский вопрос: быть или не быть маслу в меню у двигателя? Интересно, что для владельцев мототехники этот вопрос вообще не стоит: они издавна смешивали бензин с маслом в… топливном баке мотоцикла! То есть он-то масло ест, причем официально. А что же его автомобильный коллега?
Машина хоть и устроена несколько иначе, но ничто моторное ей не чуждо. Масляный аппетит конструктивно заложен в любой ДВС! Как бы ни старались маслосъемные кольца, тончайшая масляная пленка все равно остается на стенках цилиндров и сгорает в них. Пары масла попадают в топливно-воздушную смесь и через систему вентиляции картера: вот уже полвека как ее делают закрытой, то есть не сообщающейся с атмосферой.
В общем, любой, даже исправный двигатель вместе с топливом потребляет масло. Другой вопрос, сколько автовладельцу придется за дополнительный «корм» платить?
В идеале – нисколько. Существует вероятность, что за время межсервисного интервала уровень масла не упадет ниже отметки «минимум» на щупе, и водителю до следующей замены доливать ничего не придется. И ведь встречаются счастливчики, у которых так все и происходит!
Увы, это исключение, и обычно доливать все же приходится. Особенно, если мотор турбированный. Турбонагнетатель увеличивает расход масла, поскольку лишен привычных сальников – они просто не выдержат жестких условий работы. Вот масло потихоньку и уходит через газодинамические уплотнители вала, соединяющего рабочие колеса турбонагнетателя.
Нормальным считается расход масла, составляющий 0,5% от расхода бензина. Возьмем, к примеру, межсервисный интервал в 15 тыс. км. Если за этот пробег двигатель «выпил» 1200 л бензина, то может позволить себе «съесть» 6 л масла, то есть 0,4 л на каждую тысячу км пробега.
Но почему же тогда все производители автомобилей допускают масляный аппетит в значительно больших объемах: в среднем, около литра на тысячу км? За ответом мы обратились к техническим экспертам корпорации УкрАВТО.
Оказалось, что в эту цифру закладываются не только производственные допуски по зазорам в цилиндро-поршневой группе (абсолютный идеал недостижим даже на самом современном производстве), но и особенности эксплуатации автомобиля.
Автопроизводители просто страхует себя от неправомерных претензий нерадивых водителей, сперва «убивающих» мотор, а затем спешащих за бесплатной гарантийной панацеей на официальный сервис.
И часто не по злому умыслу, а по незнанию: нередко водитель, буквально «подливающий масла в огонь», даже не подозревает об этом! Давайте же разберемся, как избежать повышенного расхода масла.
Начинать лучше с начала: сев за руль новенького автомобиля, не поленитесь сделать правильную обкатку двигателя. Хотя бы на первых 500-1000 км пробега избегайте долгих толканий в пробках, резких ускорений и высоких скоростей. Лучше равномерно двигаться на скорости 90-100 км/час на максимально высокой передаче, идеальный вариант – загородная поездка.
Высокие обороты мотора даже после обкатки негативно влияют на расход: чем чаще поршни двигаются, тем больше масла тратится на угар. Так что лучше избегать резких разгонов и очень высоких скоростей. Буксировка прицепа, перевозка тяжелых грузов и езда по бездорожью также увеличивают потери масла. Водителям моделей с механической коробкой рекомендуем выбирать оптимальный момент переключения передач, не загоняя стрелку тахометра в красную зону.
Если двигатель – турбированный, а к турбине не подведена система охлаждения, то лучше не глушить мотор сразу же после езды: турбонагнетатель, работающий на высочайших оборотах, при резкой остановке может перегреться, и потери масла через него резко возрастут.
Однако его повышенный расход может говорить не только о неправильной эксплуатации, но и о серьезных проблемах с двигателем. Чаще всего они становятся итогом экономии: зачем платить больше, заливая рекомендованное производителем масло, когда можно приобрести недорогой как бы аналог?
Дешевое редко бывает хорошим, а условия в двигателе не райские: высокое давление и температура, токсичные продукты сгорания топлива. Даже качественному маслу непросто противостоять всему этому, что уж говорить о дешевом? Оно быстро «стареет», и прежде всего из-за выработки присадок.
Оставшись без их защитного действия, масло стремительно разлагается с образованием тяжелых фракций – двигатель закоксовывается. Черная субстанция, напоминающая смолу, парализует маслосъемные кольца, которые начинают пропускать масло, и расход на угар резко возрастает. В запущенных случаях закоксовка приводит к закупориванию поршневых дренажных отверстий, которые в современных моторах и без того невелики.
У турбированного двигателя из-за плохой смазки страдают уплотнители турбонагнетателя. С учетом условий, в которых он работает, последствия не заставят долго ждать: масло начинает выдавливаться и на горячую, и на холодную сторону турбины, которую в результате приходится менять.
Бывает и так, что масло теряет свои свойства, но при этом его уровень растет. Например, на дизельных автомобилях после многочисленных неудачных попыток блока управления очистить сажевый фильтр. Каждая такая попытка – это намеренно поздний впрыск топлива, оно должно догорать уже в системе выпуска, «прожигая» и тем самым очищая фильтр. Часть топлива при этом попадает в картер, разжижает масло, и увеличивает его уровень, но смазывающие свойства при этом ожидаемо ухудшаются – со всеми вытекающими.
Проворонив момент ухудшения здоровья мотора, дешево уже не отделаешься: современные двигатели почти не подлежат ремонту – только дорогостоящая замена.
Как же избежать столь грустного финала? Очень многое зависит от владельца. Первое, что в его силах– обеспечить мотор максимально подходящим маслом, рекомендованным производителем автомобиля. Ведь он, как никто другой, заинтересован в беспроблемной работе мотора как минимум во время гарантийного срока. А сроки эти сегодня немалые – у автомобилей Kia они, например, достигают 7 лет.
Не стоит затягивать с регулярным ТО, лучше приехать на него даже чуть раньше намеченного срока: рекомендованные межсервисные интервалы касаются «среднестатистических» условий эксплуатации, определенного соотношения городских и загородных пробегов. Если же автомобиль ездит только по городу и часто стоит в заторах, масло гораздо раньше стареет и «заканчивается»: из-за низкого давления при сгорании топливовоздушной смеси поршневые кольца работают неэффективно.
А на дизельном авто короткие городские пробеги еще и мешают регенерации сажевого фильтра, о которой упоминалось выше. Если бортовой компьютер сообщил о начале процесса, не стоит глушить мотор, даже если вы приехали к месту назначения. Рекомендуется позволить машине закончить процесс, для чего обычно достаточно покататься четверть часа со скоростью 60 км/час. Ведь после нескольких неудачных попыток самоочистки на приборной панели вполне может зажечься Check Engine: автомобиль попросится на сервис.
Как еще помочь моторному маслу подольше сохранить свои свойства? Избегать перегрева двигателя. Лучше воздержаться от частой и долгой езды на высоких оборотах. Даже если указатель температуры охлаждающей жидкости в норме, имейте в виду: масло в двигателе горячее, чем «охлаждайка».
Значение имеет и состояние системы охлаждения. Забитые соты радиатора мешают ему полноценно выполнять свою работу – следите, чтобы они были чистыми.
А лучше всего доверьте комплексную диагностику автомобиля профессионалам: опытные мастера официального сервиса быстро разберутся, что к чему.