Пробки, плохие дороги, недостаток паркомест, переполненный и «уставший» общественный транспорт – мегаполисам нужны новые герои. Автор Игорь Подольский, фото Сергей Торгалов.
Смельчаки, попробовавшие разный персональный электротранспорт, единодушны. Все они утверждают, что любой электровелосипед, электросамокат и им подобное – лишь промежуточные звенья эволюции на пути к моноколесу, и причина тому – размеры. Можете представить себя с электросамокатом, громоздким даже в сложенном состоянии, в кино или переполненном вагоне метро? Нынче уж и гироскутер великоват, не говоря уже о велосипеде, страдающем зависимостью от велопарковок и от запрета к перевозке в общественном транспорте.
Моноколесо, обладая размерами портфеля, легко помещается везде. Пробег от розетки до розетки – не менее 20 км, и даже самые простые устройства способны развить скорость в 20 км/ч. Что ещё нужно, чтобы добраться до офиса?
Тяжело в учении…
Главная сложность очевидна до эксперимента: навыком езды на двухколесных устройствах почти все мы обладаем с детства, а вот езда на единственном колесе сперва выглядит опасным цирковым трюком.
Действительно, просто встать на колесо и сразу поехать поначалу не удается никому. От тоски за вторым, задним колесом избавиться легко: включите моноколесо, и поддерживаемая сложной электроникой непоколебимая стабильность устройства внушит уверенность с первой же попытки прокатить его по асфальту. Электроника реагирует на наклон самобалансирующегося устройства намного быстрее и точнее человека, колесо компенсирует любые отклонения подъездом в ту сторону, в которую его наклонили. Какую-либо слабину в балансе почувствовать невозможно: скала!
Но скучать по дополнительному боковому колесу, как у сегвея, приходится дольше. Представьте себя едущим сначала на велосипеде в классическом стиле, потом – на нём же без помощи рук, затем – стоя на самокате, и под конец – на самокате стоя без помощи рук. Последнее и будет самым близким ощущением езды на моноколесе – из числа доступных воображению неподготовленного человека.
На практике освоить девайс не так-то и сложно. Понадобятся набор базовых упражнений, который несложно найти в сети, а после их освоения – приятель, согласный провести пару часов, бегая рядом с вами в качестве подпорки. Некоторые умудряются обойтись попросту забором или стеной. Ну и, конечно, время и терпение, пока рефлексы закрепляются в подкорке головного мозга. Лично у меня процесс обучения до первого «боевого» выезда занял несколько часов, но с длительными перерывами на отдых ног, нагруженных в непривычных местах.
В итоге приручить моноколесо ничуть не сложнее, чем велосипед: это сможет каждый. Причём в процессе – намного меньше болезненных падений: потеряв равновесие, с колеса спрыгнуть куда проще, чем с велосипеда. Все шишки при этом достаются брошенному на произвол судьбы колесу. Поэтому ежели желаете сохранить внешний вид устройства – пользуйтесь чехлом или самоклеящимися бамперами.
Усилием мысли
За изгибом кривой обучения терпеливых поджидает восторг от ни с чем не сравнимой непосредственности управления этим занятным транспортным средством. Чтобы заставить моноколесо выполнять волю ездока, нет никакой надобности в педалях, кнопках, рычагах, переключателях и индикаторах.
Если хочется поехать быстрее, достаточно немного наклониться всем телом вперёд, чтобы затормозить – назад, для поворота – в сторону. Всё! И руки полностью свободны. Что может быть естественней для человека – существа прямоходящего? Ведь вы именно это проделываете во время простой ходьбы или бега. И почему ничего подобного до сих пор не придумали для автомобилей?
Когда кончается закон
Переходя от учебных выездов к боевым, нельзя пройти мимо Правил дорожного движения. Если бы у документа были эмоции, то гаджет вызвал бы у него такой же шок, какой случается у незадачливых прохожих. Колесо не приводится в движение мускульной силой, посему не попадает под определение велосипеда; оно и не двухколёсное, отчего не подходит под категорию мопеда. А сам моноколёсник – и не водитель, и не пешеход.
Максимум, который удается выжать из ПДД, – что водительского удостоверения ездоку на моноколесе не требуется: девайс хоть и является транспортным средством, но самые мощные колёса оснащены мотором мощностью в один-единственный киловатт. Это куда меньше 3 кВт, требуемых определением механического транспортного средства.
По тротуару ехать или по проезжей части? И тут ПДД ответа не дают. Здравый смысл сопротивляется идее ехать по проезжей части: страшно! Идеальным местом была бы велодорожка, да только где она есть? Остаются тротуары – хотя в некоторых странах Европы за это наказывают, мотивируя штрафы заботой о безопасности пешеходов.
Короли городских джунглей
На улице гаджет раскрывается во всей красе, с легкостью разгоняясь до 15-20 км/ч. Даже самые маленькие девайсы оснащаются колесом диаметром в 14 дюймов, чего достаточно для преодоления типовых тротуарных неровностей, тротуарной плитки и даже для заезда на бордюры в тех местах, где они занижены согласно современным требованиям. Привет 10-дюймовым колёсам электросамокатов!
Самые ловкие моноколёсники умудряются запрыгивать на полноценные бордюры, зажав колесо между ногами. Но это уже таки трюк скорее цирковой, чем подвластный каждому. В местах, где ехать совершенно невозможно, колесо не нужно тащить на весу – достаточно вести его за складную рукоять. Чем не трость современного джентльмена? На «поводке» колесо можно даже выкатить на поверхность из подземных переходов по предназначенным для детских колясок пандусам. При этом оно продолжает балансироваться: значит, стоит его только наклонить немного вперед – и оно будет самостоятельно тащить собственный вес!
За тот же поводок гаджет придерживают во время поездки в общественном транспорте. Балансирование в продольном направлении сохраняется пока колесо неподвижно, лишь бы оно было включено. Электроника справляется даже с заездами на эскалаторы метро!
Перепробовав несколько вариантов маршрутов, мне удалось сократить время проезда 5 км, отделяющих дом от рабочего места, до 25 минут. Это значительно быстрее общественного транспорта, разве за вычетом метро, да и сравнимо со скоростью автомобиля в плотном трафике. Кто сказал «детская игрушка»?
Городской рельеф, даже такой, как в Киеве, – не помеха. А если вдруг дождь, то ничто не мешает превратиться в пешехода и запрыгнуть в троллейбус. За моноколесо там не придется платить как за багаж!
Расход электроэнергии? Настолько мал, что подсчитать его по показаниям домашнего счётчика невозможно. Прилагаемое к колесу мобильное приложение сообщает: примерно 15-20 Вт∙ч/км, и это в 10 раз меньше потребления современных электромобилей. А из обслуживания и инструментов за мой первый сезон мне пока понадобился только насос, способный накачивать колесо до рабочего давления в 3 атмосферы.
В общем, в преодолении пресловутой «последней мили» равных моноколесу в природе точно нет – по крайней мере, пока реактивные ранцы не выпускаются серийно.
Не больно, не страшно?
Случаются ли падения? Очень редко. Моноколёсник падает едва ли чаще того же велосипедиста. Особенно если смотрит не по сторонам, а на качество набегающего покрытия. Защита, конечно, не помешает. Опытному ездоку она нужнее, чем новичку, потому как только опытный сможет разогнаться до скорости, при которой с моноколеса уже не удастся, соскочив, устоять на ногах.
Лучше всего подходит комплект из шлема и наколенников, предназначенный для любителей роликовых коньков.
Я дополнил его велосипедистскими перчатками: из всего комплекта защиты именно они мне как-то раз и пригодились. Ну, а сочетанием шлема и наколенников с деловым стилем одежды в мире современной моды уже никого не удивишь.
Что выбрать?
Топовые гаджеты способны проехать без подзарядки до 50 км, развивая внушительные 40 км/ч. Цена удовольствия – стоимость, выросшая с 15 до 30–40 тысяч гривен. А также масса колеса: уже не 10 кг, как у простых моделей, а около 20. Такой девайс уже не просто затащить на пятый этаж хрущёвки без лифта.
В городе куда нужнее наличие складной ручки-поводка и кнопки временного отключения под ручкой для переноски: на весу включённый аппарат отчаянно продолжает балансироваться, молотя колесом воздух и не находя в нём опоры. Эта кнопка решает проблему, но ею почему-то оснащено не всякое моноколесо. Поводок и кнопка позволяют спешиваться и вновь запрыгивать на колесо почти без остановки, на ходу – и это удобно.
Эх, если бы ещё пешеходы умели соблюдать водительское правило «перед изменением направления движения убедись в безопасности маневра» и не ходили уткнувшись в телефоны!.. Приходится снижать скорость. Хорошо хоть, не придётся потеть, чтобы набрать её снова, да и расход электроэнергии от такого маневра невелик: моноколесо заряжает свой аккумулятор рекуперацией при торможениях и езде под горку.
Вот так я и совершил свой шаг в электрическую эру. Моноколесо предоставляет мне скорость передвижения, сравнимую с велосипедом или городским транспортом, а также аналогичную небольшому велосипеду проходимость по неровным поверхностям (да-да, по лесной тропинке тоже можно ехать!). При этом оно намного удобнее всего упомянутого в городских джунглях. А ещё у моноколёсников есть приятная традиция приветствовать друг друга при встрече – как минимум, взмахом руки. Догоняйте!