Знакомимся с обычаями и автомобильной культурой Малайзии.Автор Максим Гомянин, фото автора.
Летишь в Малайзию? Возьми свитер и сапоги! Мой знакомый, бывалый путешественник, и не думал шутить. Жаль, что я понял это уже в самолете, держащем курс на Куала-Лумпур. Страна раскинулась в непосредственной близости от экватора, и климат здесь жаркий и влажный. Средняя годовая температура +27 °C. Как тут не любить холод? Азиаты его обожают, и начинается эта любовь уже на борту: кондиционеры на малайзийском рейсе лупили на полную катушку.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-1.jpg)
Дальше – больше: морозильная камера по прилете, немилосердный холод в машинах, общественном транспорте, отелях и крупных торговых центрах. Заходишь в молл с прожаренной солнцем душной улицы, и на тебя обрушивается ледяной водопад. Как после бани залезть в холодильник. Не каждая иммунная система вынесет такой стресс. Свитер и еще раз свитер! А сапоги пригодятся в дождь. Местные говорят: кто в Малайзии не бывал – дождей не видел. Водяное цунами налетает резко, с ветром и грозой. Воды за считаные минуты может налить по ступицу легкового автомобиля. Зонт выбросите. Он не поможет. Спасет разве что гидрокостюм да резиновые ботфорты.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-2.jpg)
Представляете, каково в такую погоду многочисленным мотоциклистам? На трассах стоят знаки, рекомендующие двухколесным во время сильных осадков съехать на обочину и переждать непогоду. Проходит дождь так же внезапно: пятнадцать минут – и вокруг сухо.
Автозоопарк
Для человека, неравнодушного к автомобилям, дороги Малайзии – словно несколько азиатских автошоу, спрессованных во времени. Вот едет Lancer десятого поколения. Но что это? Решетка радиатора и бампер явно не от Лансера, а вместо эмблемы Mitsubishi – щит с головой тигра. Это Inspira 2010 года, продукция национального автопроизводителя Proton. С основания в 1985 году Proton выпускал машины по лицензии Mitsubishi и экспортировал их в Азию и Великобританию. В 2017 году Proton купила китайская Geely. В современном модельном ряду – седан Persona, хэтчбек Iriz и кроссовер X70. Последний – не что иное, как Geely Atlas с иной решеткой радиатора.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-3.jpg)
Еще один национальный производитель – Perodua. Машин с серпом на эмблеме у нас тоже никто не знает. Компания появилась в 1993 году при поддержке Daihatsu Motor, сделала ставку на малолитражки. Из последних новинок – кроссовер Aruz (он же Daihatsu Terios или Toyota Rush), микровэн Alza (Daihatsu Boon Luminas/Toyota Passa) и бюджетный седан Bezza на платформе хэтчбека Axia (Daihatsu Ayla/Toyota Agya), но с кузовом собственной разработки. Слышали о таких?
Местный автопром ругают на чем свет стоит, но родные марки – среди лидеров продаж: в год Perodua продает почти 200 тысяч машин, Proton – более 50 тысяч. Популярны и «японцы» разных классов и ценовых категорий – Хонды и Тойоты покупают соответственно 80 тысяч и 40 тысяч человек ежегодно.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia.jpg)
Вот мимо проносится компактвэн Toyota Avanza – специальная разработка для рынка Индонезии. А вот семиместный кроссовер Honda BR-V, тоже изобретение для стран Азии. Нередко встречаются и американские пикапы Ford Ranger. Европейские бренды редки, в основном это премиум в лице «трешек» и «пятерок» BMW и Мерседесов C‑ и E‑класса. И это показатель нереальной крутости владельца.
Мне удалось попасть на автодром «Сепанг» – одну из первых трасс Формулы‑1 в Азии. По 5,5‑километровому треку с 15 поворотами я промчал за рулем седана Honda Civic десятого поколения с полуторалитровым турбомотором мощностью 174 л.с. Никогда не питал особой любви к японским машинам, но Civic зацепил. В нем нет образцовой точности «трешки» BMW, однако настройки силового агрегата и подвески подначивают проходить повороты всё быстрее.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-11.jpg)
Формула‑1 проходила на «Сепанге» с 1999 по 2017 год. А затем, говорят, владельцы серии не договорились с правительством Малайзии – проводить соревнования стало слишком дорого. Теперь здесь популярен дрифтинг и заезды локальных гоночных серий. Почитают японца Масато Кавабату, в активе которого чемпионский титул самой престижной дрифтинг-серии D1 Grand Prix и мировой рекорд по самому быстрому управляемому заносу. Проводят и гоночные Монокубки вроде Vios Challenge. Серию создали для поддержки продаж бюджетного седана Toyota Vios. Автомобиль длиной 4,4 метра японцы разрабатывали специально для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На некоторых рынках он называется Yaris.
Путешествие на машине в Румынию: ищем Дракулу, находим больше
Обратная сторона Земли
Движение в Малайзии левостороннее, так что, если планируете брать машину напрокат, готовьтесь привыкать к правому рулю. Аренда бюджетного седана Proton Saga с бензиновым мотором объемом 1,3 литра (95 л.с.) и автоматом стоит 79,6 ринггита, или 500 гривен, в день. Наши права прокатчики принимают, но нужно международное водительское удостоверение. Без него полиция оштрафует на 1000 ринггитов, или 6400 гривен.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-10.jpg)
Водители ведут себя спокойно. Стартуют без пробуксовки, на красный не проскакивают. Бывает, что на скоростной правой полосе загородных трасс пристраиваются в корму, прося пропустить, но – никакой агрессии и наглости. Видимо, дело в особенностях национального характера: малайзийцы спокойно относятся к чужим ошибкам и живут без спешки. И всё же опасностей немало – от обилия мопедов и мотоциклов с непривычки теряешься.
Обязательно заранее купите местную валюту. Будьте готовы раскошелиться за проезд по крупным автотрассам. Расплатиться можно наличными, либо нужно купить карту при въезде на платники. У трасс есть бесплатные дублеры, но, естественно, не такие быстроходные и с покрытием поплоше. Лучше заплатить и помчать. Но не быстрее максимальных 110 км/ч. За превышение можно схлопотать штраф 130 ринггитов (830 гривен) или… сесть в тюрьму. Впрочем, полиция не лютует. Каждый второй не пристегнут. Поступают, как у нас лет двадцать назад, – просунул ремень за спину и защелкнул замок. Хотя формально это повод для штрафа на 120 ринггитов (770 гривен).
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-4.jpg)
Парковки тоже платные. В центре Куала-Лумпура стоянка стоит от двух до четырех ринггитов (от 13 гривен) в час. Недорого, но местные всё равно хитрят. Ищут бесплатные паркинги в недавно открытых торговых центрах, где пока не успели поставить шлагбаумы на въезде.
Шокирующая Азия
Подъезжаю к визитной карточке страны – башням-близнецам Петронас. Как безобразно паркуются таксисты и водители автобусов! Закрывают друг друга, встают на зебре, и каждый норовит перекрыть велодорожку. Видимо, стражи порядка закрывают на это глаза, лишь бы туристов было побольше. Да и желающих крутить педали при жаре и влажности 95 % просто нет. Башни, построенные с 1992 по 1998 год, привлекают тóлпы желающих обозреть Куала-Лумпур с 86‑го этажа и высоты под 360 метров. Петронас вмещают тысячи офисов, выставочные залы и художественные галереи. Интересную архитектуру оценили в массовой культуре: башни с мостом-галереей «сыграли» в блокбастерах «День независимости: Возрождение», «Код апокалипсиса», засветились в нескольких компьютерных играх.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-6.jpg)
Интересны «близнецы» не только визуально, но и конструкцией: они построены исключительно из местных материалов – в первую очередь из бетона с примесью кварца, поскольку сталь в Малайзии дорогá. Хотите сильных впечатлений – езжайте к пещерам Бату, что в 13 километрах от Куала-Лумпура. Здесь находится храм индуистского бога Муругана. Его 42‑метровая статуя встречает туристов на входе.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-5.jpg)
Я приехал сюда на фестиваль Тайпусам, который может стать тяжелым испытанием для психики европейца. По легенде, Муруган поразил копьем страшного демона. Это оружие считается символом избавления от грехов. Так вот в день фестиваля паломники совершают ритуал кавади (переводится как «бремя»). Самый экстремальный вариант ритуала – с уклоном в мазохизм – проникнут идеей жертвоприношения. Паломники прокалывают себе язык, щеки, уши длинными спицами, символизирующими копья Муругана, вкалывают в себя крючки и украшают их фруктами и цветами. Некоторые паломники впрягаются в телеги по 25 килограмм – с помощью тросов, привязанных к крючкам, которые всажены в спину, – и так тащат их от храма Шри Махамариамман к пещерам Бату. Километров пятнадцать! Выглядит жутко. Но не думайте, что кровь в этот день льется рекой. Ее вообще нет. Дело в том, что перед обрядом паломники уединяются, соблюдают жесткий рацион питания, пьют ограниченное количество воды, потому кровь густеет. И у зрителей кровь стынет.
Hi boss!
Малайзию часто называют «азиатским драконом». За короткое время эта страна совершила мощный экономический рывок и каким-то магическим образом совмещает колониальный колорит с экономическим процветанием.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-8.jpg)
В университеты Куала-Лумпура едут учиться со всей Азии. Страна живет производством автомобилей, выплавкой олова и добычей натурального каучука и пальмового масла. Стучатся в ее дверь крупнейшие иностранные компании.
В 2013 году японская фирма Toyo построила в 300 километрах от Куала-Лумпура шинный завод, который поставляет свою продукцию на конвейеры многих именитых фирм, среди которых Honda, Toyota, Nissan, Mazda, Isuzu. Отсюда шины Toyo отправляются по всему миру, причем как летние, так и зимние.
![Malaisia Malaisia](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2019/08/Malaisia-7.jpg)
Местный обычай – называть друг друга боссами в знак почтения. Вот и я назову Малайзию большим боссом. Здесь есть чему удивляться и чем восхищаться. И, несмотря на жару и тропические ливни, сюда очень хочется вернуться и разглядеть страну получше. На сей раз положив в чемодан свитер и сапоги.