Советский «членовоз» ЗИЛ‑114: оригинал или копия иномарки?

0
2406
ZIL-114

Рассматриваем под микроскопом один из самых прогрессивных автомобилей своего времени.

Автор Сергей Канунников

Практически про каждый советский легковой автомобиль, при том, что было их не так много, можно сказать – эпохальный. Но ЗИЛ‑114 действительно такой. Он почти ничего, за исключением модернизированного силового агрегата, не заимствовал от предшественника ЗИЛ‑111, и стал в середине 1960‑х не только современным, но и передовым.

ZIL-114
Дизайн машины отличали строгость и отчасти даже минимализм – кузов почти без декора. Но художникам удалось создать не только гармоничный, но и «долгоиграющий», не подверженный быстротечной моде облик. Внешность более поздних ЗИЛ‑114 почти не отличалась от стилистики ранних.

Однако фактически ЗИЛ‑114 оказался и последней принципиально новой серийной легковой моделью завода. Все последующие «членовозы» отличались от него, в основном, лишь ­деталями кузова и отделки.

ZIL-114
Семиместный лимузин для высших руководителей СССР сделали по всем классическим канонам: строгие формы, классическая компоновка, гигантская длина – 6305 мм, колесная база – 3880 мм. Машину построили на совершенно новой раме с лонжеронами закрытого сечения и без Х‑образного усилителя, как у ЗИЛ‑111. На ЗИЛ‑114 впервые в советской истории на всех колесах установили дисковые тормоза, созданные по лицензии фирмы Girling, с тремя усилителями – вакуумным и двумя гидровакуумными в каждом контуре. Оба действовали на все четыре колеса.

В общем, 114‑й в истории завода – первый по-настоящему оригинальный, практически без иностранных заимствований, легковой ЗИЛ. Он же, правда, и последний серийный, созданный почти с нуля.

На ЗИЛе пристально изучили все мировые аналоги ЗИЛ‑114, в первую очередь, конечно, американские флагманские ­ лимузины «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler. Стилистика ЗИЛ‑114 не повторяла ни один из аналогов, прекрасно вписывалась в моду середины 1960‑х. Дизайн был более спокойным, но поэтому и долгоигра­ющим. Советские дизайнеры прекрасно понимали: совершенно новую стилистику им разрешат сделать не скоро.

ОТ ПРОРЫВА ДО ЗАСТОЯ

ЗИЛ‑114 – не только оригинальный, но и один из самых прогрессивных отечественных автомобилей своего времени. Достаточно мощный мотор сочетался с эффективными тормозами и вполне гармоничным для своего класса дизайном. Слабым местом конструкции была двухступенчатая трансмиссия, да и более поздняя – трехступенчатая, особой прогрессивностью и надежностью не отличалась.

До 1977 года выпустили 113 лимузинов ЗИЛ‑114. Все следующие серийные легковые ЗИЛы конструктивно мало отличались от 114‑го. Не только трехступенчатая трансмиссия и карбюраторный двигатель, но и многое другое уже в начале 1980‑х выглядело анахронизмом на фоне зарубежных ровесников‑одноклассников. Резво разогнавшись, ЗИЛ словно увяз во времени. Впрочем, не он один. ЗР

ЗА РУЛЕМ № 01 2021

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР

Жизнь автомобилей СССР: в Китае, Корее, на Кубе

С чего была скопирована первая малолитражка СССР

Предыдущая статьяКаптюр от кутюр: объявлены украинские цены на яркий кроссовер Renault
Следующая статьяНа дорогах Украины заработали новые камеры фиксации нарушений ПДД (места расположения)