В середине 1950-х годов автопром СССР всерьез озаботился тематикой автомобилей сверхвысокой проходимости.
Перспективный вездеход, разрабатываемый в рамках проекта ЗИС-Э134, первоначально проектировался с расчетом на четырехосную ходовую – именно такую компоновку колесного шасси имели макетные образцы №1 и №2.
Однако затем оказалось, что практически тех же результатов можно достичь в варианте трехосной машины с жесткой подвеской и полноприводной трансмиссией. Так появился «Макет №3», он же ЗИС‑134Э3.
На самом деле, это был вовсе не макет, а полноценный автомобиль сверхвысокой проходимости со “спартанским” кузовом, обшитым стальными листами. Отказ от четвертого моста позволил упростить ходовую часть и трансмиссию, снизить нагрузки на агрегаты и улучшить габаритную проходимость. Длина машины не превышала 3,5 метров при ширине около двух и высоте менее 1,8 м. Дорожный просвет – 290 мм.
В задней ЗИС‑134Э3 части разместили шестицилиндровый мотор ГАЗ‑51 мощностью 78 л.с., соединенный с механической коробкой передач. Раздаточную коробку взяли у грузового автомобиля ГАЗ-63. Агрегаты, отвечающие за передачу крутящего момента на шесть ведущих колес, находились около нижней части бортов, в том числе под водителем. Для улучшения маневренности колеса двух осей из трех были сделаны управляемыми.
Строительство экспериментального вездехода ЗИС-Э134 «Макет №3» завершилось в июле 1956 года, после чего он отправился на длительные испытания. Главным их результатом стал вывод о перспективности применения ряда технических решений в последующих разработках машин сверхвысокой проходимости.
Наработки «Макета №3» использовали при создании многих грузовиков, самым успешным из которых оказался ЗИЛ‑135, ставший основой для целого семейства специальной автомобильной техники.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram
Уникальный вездеход СССР: 20 метров в длину, 3 системы отопления, бак на 2120 литров