Одни и те же термины зачастую имеют абсолютно разные толкования. Вот наиболее известные примеры, с которыми сталкиваются автомобилисты.
Автор Михаил Колодочкин
Усилитель
Электронный усилитель повышает значение какой-либо величины за счёт энергии источника питания. Такие приборы в автомобиле усиливают звук аудиосистемы, говорящих навигаторов и радар-детекторов. Антенные усилители радиоприёмников ловят в эфире сигналы амплитудой в единицы микровольт и усиливают их до нескольких вольт.
ОМОНИМ. муж., греч. одно и то же слово, в коем более одного смысла, значенья; например: коса. Из Словаря В. И. Даля
Совсем другие усилители присутствуют в конструкции любого автомобильного кузова: они повышают жёсткость отдельных элементов и помогают эффективно отводить энергию удара от защищающей ездоков «клетки безопасности». Впрочем, есть и другие усилители: например, вакуумный для тормозов, электрический или гидравлический в системах рулевого управления.
Мост
Передний и задний мост – это элементы шасси, встречающиеся сейчас в основном на серьёзных внедорожниках и грузовиках. Кроме того, автомобилисты отлично знакомы и с теми мостами, которые являются элементами дорожной инфраструктуры: мост над автотрассой называют путепроводом, через овраг или ущелье – виадуком. Но в автомобиле ещё и другой мост – диодный. Так называют электронное устройство, преобразующее переменное напряжение, вырабатываемое генератором, в постоянное.
Вариатор
Сегодня это слово чаще всего употребляют в разговоре о бесступенчатой трансмиссии. В политехнических словарях так называют механизм для бесступенчатого регулирования передаточного отношения между приводом и исполнительным устройством. Однако есть, как минимум, пара других толкований этого термина.
Например, применительно к автомобильному газобаллонному оборудованию вариатором называют устройство, увеличивающее угол опережения зажигания по сравнению с «бензиновым» вариантом. Октановое число пропан-бутана выше, чем бензина, а потому смесь надо поджигать раньше.
Полвека назад вариатор был составной частью практически любой контактной системы зажигания. Так называли термозависимое сопротивление, подключаемое последовательно с катушкой зажигания. При малых частотах вращения вариатор, нагреваясь, повышал сопротивление цепи, ограничивая нагрев катушки. А с ростом оборотов он остывал, позволяя катушке набирать необходимую энергию за счёт роста тока. Кроме того, в некоторых автомобилях вариатор при пуске закорачивался специальным реле, что позволяло даже при просадке напряжения в бортсети обеспечивать формирование нормального искрового разряда.
Конденсатор
В электрике конденсатор – это устройство из двух или более электродов в форме пластин, разделённых диэлектриком. Он накапливает заряд и используется в качестве электрической ёмкости практически в любом электронном устройстве.
А вот в автомобильных системах кондиционирования используют конденсаторы иного типа – они отдают «лишнее» тепло в окружающую среду. Эффективность охлаждения во многом определяется рабочими характеристиками и исправностью конденсатора, который обычно устанавливается перед радиатором системы охлаждения двигателя.
Шина
С одним значением термина «шина» знакомы абсолютно все. Это составная часть колеса в сборе – резиновая оболочка, заполняемая газом или воздухом под давлением. Но даже на недорогих автомобилях устанавливают так называемые электронные шины. К примеру, самая распространённая CAN-шина (Controller Area Network – сеть контроллеров) служит для быстрого обмена данными между контроллерами. Шины применяют и медики – для фиксации пострадавших в серьёзных ДТП в случае переломов. ЗР