Одно из самых значимых событий на рынке грузовиков: MAN впервые за два десятка лет полностью обновляет свой модельный ряд! Автор Ярослав Московка. Фото фирмы MAN и автора.
Презентацию в испанском Бильбао намеревались сорвать сразу две разбушевавшиеся валькирии. Нет, одну из них зовут вовсе не Грета: они – это Сабина и Кьяра, ураганы, налетевшие на Европу и остановившие аэропорты. Но наперекор стихиям мы добрались до вполне себе мирных просторов Испании – ведь событие такого масштаба в мире грузовой техники случается нечасто: MAN полностью обновил всю линейку своих грузовых автомобилей.
Серия TG дебютировала двадцать лет назад с магистральных тягачей и многоцелевых шасси TG-A. Затем её дополнили более лёгкие семейства TGL и TGM, потом появилась и полноприводная тяжёлая серия TGS, а флагманские тягачи после модернизации получили индекс TGX.
И вот пришла пора перемен. В компании решили играть по-крупному и обновили все четыре линейки своего львиного прайда, сохранив, тем не менее, их индексы, уже хорошо знакомые и понятные заказчикам.
Лучше, чем дома
Все главные новшества – на самом виду: в первую очередь это абсолютно новые кабины. Они созданы с максимальным фокусом на стопроцентный комфорт работы водителя. И это правильный подход: у «дальнобойщиков» да и вообще водителей грузовиков – пожалуй, наиболее тяжёлая работа в шофёрском ремесле.
Вершина этой философии – конечно, кабина флагмана MAN, магистрального тягача TGX. Она стала ещё просторнее, получила ещё более вместительные вещевые отделения, особо комфортные спальные места с ортопедическими гипоаллергенными матрасами (всерьёз подозреваю, что у многих водителей домашние кровати менее удобны!).
Увеличенное внутреннее пространство позволило щедро расширить диапазоны регулировок руля и сиденья. Так, рулевая колонка отныне перемещается по вылету в пределах 110 мм, а по наклону – от 20 до 55 градусов к вертикальной оси. Благодаря этому кажд
ый водитель может подобрать посадку себе по нраву – хоть даже полулежачую с наклонённым рулём, как в легковом авто.
Колоссально продуманы цветовая гамма и освещение. Кабина оформлена в мягких пастельных тонах тёплых оттенков, освещение – не только энергосберегающее (куда ж без этого нынче!) и мягкое, но ещё и умно настраиваемое. Причём точки света есть везде, где они только могут потребоваться. Основные потолочные плафоны – с приятным ночным режимом: лёгкий красноватый свет, как в кокпитах самолётов – проверенный идеальный рецепт из авиации. К услугам водителя, пожелавшего почитать расслабляющий роман на сон грядущий, возлегая на спальной полке, – фонарики на гибких ножках. Подсвечены, конечно, и шкафы, и ниши. А вот когда свет, напротив, не нужен – на помощь придут шторки: завесить можно все стёкла и даже личное пространство каждого из спальных мест.
Приборы стали полностью цифровыми. На основной приборной панели – 12,3-дюймовый цветной дисплей с идеально организованной информацией: перед глазами у водителя всегда все важные данные, и при этом зрительного перегруза нет – вот что значит рациональная компоновка. На правой консольной панели ещё один инфодисплей, причём теперь он тоже 12,3-дюймовый, а вот более компактный вариант – это, представьте, опция. Основной его функционал – навигация и медиа. Кстати, отныне медиасистема дружит со смартфонами. А управление ею выведено на удобный джойстик SmartSelect: и тянуть руку не нужно к экрану, и действия интуитивным манипулятором проще да точнее.
Верхнюю линию ветрового стекла опустили. На обзорность это не повлияло, зато шкафы над окном стали объёмистей. Общий объём всевозможных шкафов и тумбочек в кабине – 1148 л, а в исполнении MAN Individual – и вовсе 1400 л. Под нижней полкой – большой выдвижной холодильник, верхняя крышка которого становится обеденным столом. Да это же малогабаритная квартира, как говорил Новосельцев!
Борьба за каждую каплю
Новое семейство TGX стало на 8% экономичнее предшественников: для магистральных тягачей это впечатляющий прорыв, ведь потребление топлива составляет до 30% расходов в общей стоимости владения автомобилем! Причём в основном этих показателей достигли косвенными средствами: улучшили аэродинамику, отточили фирменный круиз-контроль, учитывающий дорожный профиль. Чисто технических новшеств, в «железе», не столь много.
Главное из них – свежее семейство дизелей D15. Компоновка традиционна для MAN – рядная шестёрка, идеально сбалансированная; но рабочий объём рекордно невелик – всего 9 л. Соответственно, мотор лёгок и компактен – это самый лёгкий грузовой дизель в своём классе мощности. Его выпускают в трёх версиях – 330, 360 и 400 л.с., таким образом новый дизель расположился в аккурат посреди самого мощного исполнения двигателя D08 (320 л.с.) и стартового варианта D26 (430 л.с.). Максимальный крутящий момент – 1600 Нм для 300-сильного дизеля, а с каждым уровнем мощности он увеличивается на 100 Нм.
Прежние моторы основательно модернизированы. Снискавший добрую славу дизель D26 благодаря пересмотру чуть ли не каждого элемента конструкции улучшил свои показатели отдачи и экономичность – при этом ещё и похудел на 70 кг. Его предлагают в 430-, 470- и 510-сильном исполнениях. Флагманский мотор – D38, на 540 и 640 л.с. – для самых сложных задач.
Автоматизированная 12-ступенчатая коробка TipMatic тоже оптимизирована – с приоритетом на экономичность настроены алгоритмы смены передач. А вот ведущая ось полностью новая, с главной парой 2,31. Она «заточена» под движение по скоростным автобанам с полной массой автопоезда до 44 т.
Интеллектуальный круиз-контроль EfficientCruise оперирует данными о дорожном профиле – система с максимальным эффектом использует спуски, а на равнинах работает в весьма интересном цикле. Сначала автоматика плавно разгоняет автопоезд до скорости +3 км/ч к установленной водителем, потом переключает коробку в нейтраль – и машина движется накатом, пока скорость не опустится до отметки –3 км/ч к заданной. Потом всё повторяется сначала.
Как подсчитали скрупулёзные немецкие инженеры, такой режим – оптимальный для достижения минимума расхода топлива. Для автопоезда с полной загрузкой он составляет около 25 л/100 км. Любопытно, что даже когда водитель ведёт машину без участия круиз-контроля, дотошная электроника всё равно высчитывает оптимальную методику вождения и шлёт на дисплей приборной панели подсказки.
Будь на связи
Каждый грузовик MAN нового поколения – словно гаджет, постоянно подключён к Интернету. Это даёт владельцам техники очень широкие возможности и привлекательные преимущества.
Начнём с того, что каждую машину в автопарке в любой момент времени можно увидеть на карте, проконтролировать, с какой скоростью она движется, следует ли по заданному маршруту, укладывается ли в запланированный график. Телематика позволяет даже откорректировать из офиса сам маршрут и забросить его в навигационную систему грузовика. По каждому из водителей система автоматически ведёт крайне подробную статистику: фиксирует особенности его стиля, отмечает, эконом он или транжира. Данные хранятся в облаке по умолчанию до 10 дней, с опциональной подпиской этот период можно увеличить.
А ещё, подобно вашему смартфону, грузовик способен самостоятельно себя проапгрейдить. Отыщет на сервере обновление программного обеспечения, скачает и установит. И даже сообщит, если вдруг выйдут новые полезные дополнения, которые можно добавить к системе.
Да и техническое состояние тоже удобно отслеживать: телематика позволяет удалённо мониторить остаток пробега до смены масла и очередного ТО, покажет, как чувствуют себя фильтры, и многое другое. Автоматическая запись к дилеру на обслуживание с учётом маршрута и запланированных графиков поездок – тоже дело хорошее. Кстати, у новых машин пробег меж сменами масла – 140 тысяч км, сажевый фильтр на дизеле D38 ходит до 800 тысяч, а на D26 – и вовсе до 900 тысяч км.
В добрый путь!
Устраиваюсь в роскошном кресле с обивкой из кожи и алькантары, поворачиваю ключ – где-то далеко внизу едва слышно ожил добрый дизель. Вибраций в кабине – решительно никаких!
Управление большой машиной стало значительно легче. Механическую коробку отправили на пенсию – по крайней мере, на магистральных тягачах. Роботизированной трансмиссией теперь заведует не «крутилка» на панели, а подрулевой переключатель. Непривычно поначалу, но логика у него правильная – на деле удобно и просто. Вслед за джойстиками коробок отправляется и кран пневматического стояночного тормоза. Отныне вместо него – компактная клавиша на панели слева от приборов, управление такое же, как на легковушках с электрическим «ручником», а автомобиль снимается с тормоза при трогании автоматически. В итоге высвобождено немало полезного пространства, стал легче проход по кабине.
Качаю «барашек» селектора, чуть придавливаю правую педаль – и 40-тонный автопоезд с завидной лёгкостью трогается с места. Усилия на руле и педалях абсолютно легковые, в кабине невероятная для грузовика тишина – буквально на уровне бизнес-седана премиум-класса. Робот TipMatic хорош мягкими, плавными переключениями: разгон практически ровный, будто с гидроавтоматом. К ходовой тоже нет претензий: при переезде через лежачие полицейские гружёный автомобиль лишь чуть покачнулся. Сейчас бы – да в дальнюю дорогу!
В новом поколении MAN TGX стал комфортнее для водителя и эффективнее для владельца: обе стороны будут довольны этим совершенным инструментом для решения логистических задач любой сложности. А в Украину первые машины приедут уже в мае.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram