Штурвал Tesla Model S попал на длительные испытания Consumer Reports – и провалил их.
Земля вращается вокруг солнца, рыбы живут в воде, а руль в автомобиле круглый. Все это казалось одинаково незыблемым, пока не появилась новая Tesla Model S – со штурвалом вместо руля.
Он и угодил в руки журналистам Consumer Reports: десять автомобильных экспертов известнейшего американского издания крутили штурвал в течение недели. И хотя в своем финальном отчете они смогли воздержаться от нецензурных высказываний, заметно, что им было непросто скрыть эмоции.
Обычно Consumer Reports не посвящает исследования отдельно взятым рулям, но тут сделали исключение. «Этот штурвал – настолько вопиющее отклонение от нормы, что заслуживает отдельной статьи!» – заявили журналисты. А заодно процитировали недавний твит Илона Маска, написавшего: «привычный руль – это скучно, и к тому же он перекрывает приборы».
С перекрытием бороться пусть и сложно, но можно. Инженеры Peugeot, например, давно придумали уменьшить руль в диаметре и расположить приборы чуть повыше, а такая штука, как проекционный дисплей, вообще позволяет на них не смотреть.
Но когда миллиардеру скучно, его подчиненным приходится принимать действительно неординарные меры: инженеры Маска отрезали от руля примерно половину, а то, что осталось, изогнули в некое подобие авиационного штурвала. И это не фантазия, а реальность: нормальный руль теперь не получить ни на Model S, ни на Model X.
Что же плохого в штурвале? Ведь Tesla Model S Plaid даже с ним умудрилась установить новый рекорд на Нюрбургринге, проехав Нордшляйфе за 7 минут и 30,9 секунд.
Однако управление автомобилем в спорте и в жизни сильно отличается. Вращать руль с перехватом на треке нужно нечасто, если вообще нужно, а в реальной жизни обойтись без этого сложно. Особенно на парковке, во время заноса, при объезде внезапно появившегося перед вами лося.
Тогда-то и выясняется, что вращать штурвал с перехватом примерно столь же удобно, как катить перед собой квадрат. Руке приходится ловить момент, когда перед ней окажется то, за что можно ухватиться.
И ладно бы форма, но на ней ведь только разминались. У штурвала не оказалось кнопки звукового сигнала в ступице: гудок включается от нажатия на виртуальную клавишу-пиктограмму, нарисованную на правой спице.
Идея убрать «гуделку» с привычного места и прежде посещала светлые инженерные умы, в частности, французские. Не прижилось, хотя кнопка была буквально под пальцами, на торце подрулевого переключателя.
Им на новом штурвале места не нашлось, поэтому указатели поворотов тоже включаются рисованными тач-скрин кнопками, только на левой спице руля. Как и фары, кстати.
Суммарный эффект всех этих новаций вышел потрясающим. Эксперты Consumer Reports признались, что всю неделю теста выглядели полными идиотами, регулярно сигналя другим водителям или моргая им фарами, причем каждый раз – неожиданно для самих себя.
А вот погудеть, когда нужно, оказалось непросто. Если по какой-то причине вы сняли со штурвала правую руку – например, чтобы почесать за ухом или пробежаться пальцем по центральному дисплею – то моментально попасть пальцем в кнопку уже не выйдет.
Левую руку снимать со штурвала тоже нельзя – там ведь на спице указатели поворотов, помните? Две виртуальные кнопки, одна над другой, и главное не перепутать.
Жать на них нужно с разным усилием: слабое включает три мигания указателей для перестроения в соседний ряд, более сильное – стандартный режим для поворота…
Знаете, что? Tesla, конечно, многому научила мировой автопром. Например, тому, что на одном заряде аккумулятора автомобиль может пробежать не меньше, чем на полном баке бензина. Что обновления могут прилетать по воздуху, а опции можно докупить уже после покупки самого авто.
Но идею со штурвалом вместо руля другим автомобилям перенимать точно не стоит. Давайте оставим ее для марсоходов.
Как тебе такое, Илон Маск: не требующий подзарядки электромобиль Aptera
Самодельный электрический Запорожец, который обогнал Tesla: что у него внутри