Почти двадцать лет назад Lexus RX стал первым гибридным кроссовером – по сути, основав сам их класс. Сегодня в нем тьма конкурентов, но основатель продолжает удивлять.
Автор Николай Захаренков, фото: Сергей Торгалов
Самым первым и самым титулованным гибридом всех времен и народов, конечно же, считается народный Prius. Но и Lexus RX взял свой Оскар, пусть и в другой номинации: этот кроссовер стал известнейшим носителем гибридной технологии Toyota для тех, кто побогаче.
Если быть точным, Lexus RX несет букву h в конце своего названия вот уже 17 лет. И не то, что не роняет – умудряется поднимать, как знамя, все выше и выше. В прошлом году популярнейший американский журнал Motor Trend назвал обновленный RX 450h 2020 года, который у нас на тесте, «лучшим RX, который вы можете купить». А с учетом того, что свой успех автомобиль ковал преимущественно на американском рынке, такое утверждение дорогого стоит: коллегам есть, с чем сравнивать.
Если взглянуть на гибридный RX с этой стороны Атлантики, он тоже будет выглядеть особенным даже на фоне ультрасовременных европейских конкурентов.
Верен себе
Японский кроссовер удивляет своим упрямством и, надо сказать, удивляет приятно. Заметнее всего это в салоне: вопреки трендам, Lexus RX не перешел на экокожу и пластмассовое дерево. По крайней мере, в комплектации Luxury+ за 2 532 580 грн.
Дерево, как и кожа, здесь натуральное. Можно запамятовать его название, но невозможно забыть его фактуру. Да и вообще тактильный контакт с ним остается незабываемым, как первое свидание. Это заслуга не только матери-природы, но и отцов-обработчиков. Людей, которые создают интерьеры дорогих Lexus, можно назвать Мастерами с большой буквы, и хочется особенно поблагодарить их за то, что между пальцами и деревом в этом RX нет толстой и бездушной прослойки лака.
Под капотом царствует все тот же бензиновый V6 объемом 3,5 л в окружении электромоторов, один из которых размещен на задней оси и отвечает за полный привод. Это чуть ли не самый большой ДВС в современных гибридных системах, причем политкорректное «чуть ли не», думаю, можно опустить. Преимущества того факта, что инженеры, презрев даунсайзинг, оставили под капотом гиганта, мы оценим ниже, а пока отметим интересный нюанс: некоторые свои убеждения Lexus все-таки переосмыслил. Слегка.
Например, едва ли не все журналисты мира, включая американских из того самого Motor Trend, ругали Lexus за «ноутбучную» сенсорную панель Remote Touch, по которой нужно водить пальцем, управляя курсором на экране дисплея. Дисплей большой, панель маленькая, и чувствительность так себе – интерфейс не очень удобен и требует привыкания. Несмотря на это, Remote Touch таки обнаружился в обновленной машине.
Однако у него появилась достойная альтернатива: центральный 12,3-дюймовый дисплей чувствителен к прикосновениям. То есть японские инженеры по-прежнему считают, что Remote Touch – это удобно, но больше не настаивают на том, чтобы и мы так считали. Необходимость поддержки Apple CarPlay и Android Auto споров не вызывает – все это присутствует в обновленном кроссовере.
Он, кстати, покоряет своей ненавязчивостью: недалеко от сенсорной панели Remote Touch, которой можно не пользоваться, расположены клавиши, которые не обязательно нажимать. Они отвечают за подогрев и вентиляцию передних сидений, но первое нажатие на любую из них активирует не одноименные функции, а режим Авто. В нем автомобиль сам выбирает, когда и что задействовать и какую интенсивность устанавливать. При +2 за бортом RX 450h включил подогрев на вторую ступень, при +16 – вентиляцию на первую. И в обоих случаях «климат-консьерж» сделал правильный выбор.
Сплошные плюсы
Водителю теперь дозволено не только тыкать пальцами в главный экран, но и вмешиваться в ездовые настройки: у системы Drive Mode Select есть режим Customise, который позволяет настроить отдачу силового агрегата и подвеску автомобиля. Правда, такая возможность предложена только в RX, оснащенном адаптивными амортизаторами системы AVS. Количество уровней их настройки, из которых каждое мгновение выбирает искусственный разум, выросло до 650-ти. Еще один повод предпочесть RX в комплектации Luxury+ с AVS более дешевым оснащениям без этой системы – дополнительный режим Sport+. В отличие от Sport без плюса, он дарит не только обостренные реакции на руль и педаль газа, но и заметно более драйверскую подвеску. В этом случае она уже не будет скрывать истинное состояние асфальта, а взамен уменьшит крены и улучшит стабильность на скоростной дуге. Чемпионом по езде вокруг конусов гибридный RX от этого не становится, зато водитель перестает профилактически притормаживать даже перед не самыми крутыми поворотами. AVS заметно меняет характер управляемости в лучшую сторону.
При этом добиваться спорта от трансмиссии все еще нужно отдельной манипуляцией – переводом рычага влево, в положение S. Это, конечно, анахронизм, но прибегать к нему в гибридном RX вовсе необязательно. Электромоторы позволяют кроссоверу быть достаточно шустрым даже в режиме D, причем буквально со старта, еще до того, как бензиновый двигатель выйдет на свои максимальные показатели.
Гибридный RX – самый быстрый RX, он разменивает сотню за 7,7 с. Однако его сила гуманна: он не лупит вас по затылку подголовником, а мягко вжимает в спинку кресла, широкого и мягкого. В общем, ведет себя подчеркнуто цивилизованно, как положено Лексусу. Сложно утомиться им управлять: даже в режиме Sport+ руль остается непривычно легким, хоть и прибавляет в точности. А вот задремать под тихие флегматичные шлепки шин по ямкам вполне реально.
От заката до рассвета
И тут на помощь неожиданно приходит Mark Levinson Surround System, очень важное отличие комплектации Luxury+. Даже хорошо знакомые композиции через эту акустику звучат совершенно иначе, в них словно находишь «потерянные» инструменты. А поскольку Левинсону внимаешь с широко открытыми от удивления глазами, уснуть при этом непросто: доказано полуночным бдением под Space Oddity Дэвида Боуи.
В темноте просыпается еще одна интереснейшая система Lexus RX: адаптивный дальний свет AHS, приготовленный по технологии BladeScan. Европейские инженеры давно придумали матричные фары, но японские идут своим путем, который и привел их к сложной системе из поворотных и вращающихся зеркал, умеющих раскручиваться до 6 тыс. об/мин. Разумеется, возникают вопросы. Как насчет надежности системы с крутящимися деталями? И был ли смысл городить весь этот архисложный огород, когда есть матричные фары? Отвечая на первый, Lexus уточняет, что система разрабатывалась совместно с Koito Manufacturing целых 13 лет, а фары прошли испытания в течение 10 000 часов непрерывной работы. На второй вопрос мне ответил сам RX. Он включил дальний свет на шестиполосной трассе в городе, причем на том ее отрезке, где дорога идет вверх, да еще и резко поворачивает направо.
Специально проезжаю этот участок на всех тестовых автомобилях, и ни один не отважился активировать в столь сложных условиях дальний свет. Зачем он вообще нужен в городе? Да хотя бы затем, чтобы вовремя заметить пешехода, собирающегося перебежать дорогу в неположенном месте. Фары с BladeScan в два раза увеличивают дистанцию идентификации такого «героя».
Всем – восемь и семь
У гибридного DS 7 Crossback E-Tense 4×4 (между прочим, метящего в конкуренты этому Лексусу) под капотом 1,6 л, у сводного брата Toyota Highlander (кстати, еще более крупного, чем RX) – 2,5 л.
Так что бензиновая 3,5-литровая шестерка в составе гибридной системы, как у RX 450h – это, конечно, очень по-богатому. Но скромен ли аппетит? Судите сами. DS 7 Crossback E-Tense в гибридном режиме потребляет 6-7 л в городе (ЗР, 2021, №5), Lexus RX 450h – 8-9 л. Чаще всего бортовой компьютер выдавал средний расход 8,7 л, причем как в городе, так за его пределами. Обычно заточенные под городской трафик малолитражные гибриды, оказавшись на трассе, увеличивают аппетит, поскольку с увеличением скорости растет участие ДВС в движении.
Но не Lexus RX 450h. При ста км/час его исполинский мотор работает на оборотах, чуть больше холостых. При крейсерских 120 км/час бортовой компьютер показывал те же 8,7 л. Удобно рассчитывать пробег на одном баке – он у RX 450h 65-литровый.
Пожалуй, 8 и 7 – не такие уж и тяжелые цифры для одной из чаш весов, ведь на другой собралось много весомых преимуществ. Хороша разгонная динамика, причем ускорение радует на любых скоростях: эластичность у 3,5-литрового мотора зачетная. Хорош и звук, и его отсутствие – в городской тянучке бензиновый двигатель работает неслышно, но стоит вырваться на оперативный простор, надавить на педаль – и грянет гром. Уже потихоньку забывается, как звучит V6, но когда он звучит, понимаешь: солист не уступает самому Левинсону! Плюс, опять же, проверенная временем конструкция – вряд ли стоит сомневаться в долголетии славного сердца.
Да, пробег на электротяге по-прежнему невелик – у меня выходило максимум 2,5 км, что почти в двадцать раз меньше, чем у подзаряжаемого гибрида DS 7 Crossback E-Tense 4×4. Но если рассматривать гибридный RX 450h, в особенности обновленный, как способ в полтора-два раза умерить недетский аппетит V6 и подружить этот мотор с шасси, еще лучше раскрывающим его потенциал (в комплектации Luxury+), то не могу не согласиться с американскими коллегами. Нынешний Lexus RX 450h – это, действительно, лучший RX, который можно купить. ЗР
По-настоящему быстрый: тест нового Toyota Land Cruiser Prado
Представлен новый кроссовер Lexus NX. Названа дата дебюта в Украине