Современный мир – мир скорости и движения. Мы все куда-то спешим, летим, торопимся…
Нас всех ждут срочные, неотложные дела. И для перемещения по городам и странам мы стараемся использовать самый быстрый транспорт: самолеты, автомобили, в крайнем случае – скоростные поезда. Городской транспорт кажется неуклюжим и очень медленным, а трамвай вызывает улыбку – ну куда на нем быстро доедешь?
Правда, так было не всегда. Еще несколько десятилетий назад трамвай во многих странах выполнял функцию основного общественного транспорта. Сначала были трамваи на конной тяге, затем на электрической тяге. Менялся дизайн, рос уровень комфортности, и от того, старого, трамвая осталось только историческое название.
Музей моделей транспорта. Винница, Украина
Изюминкой Винницы считается музыкальный фонтан, но мало кто знает, что на территории городского трамвайного депо с 2013 года существует музей трамвая, открытие которого было приурочено к столетнему юбилею этого вида транспорта. В Виннице есть еще и музей моделей транспорта, начавший свою работу в 2018 году. Этот музей – единственный в Украине. В нем собрано более 5000 экспонатов и среди них – трамваи. Рекордное количество моделей занесено в украинскую книгу рекордов Гиннесса.
Двухэтажные трамваи Лондона
Великобритания – одна из стран, где сохранились не только старинные традиции, но и уникальные памятники архитектуры и…транспорта.
Ежегодно Лондон посещают миллионы туристов для того, чтобы увидеть величественный Биг Бен, погулять по площади Пикадилли, посетить очередной турнир по покеру PokerStars Live в казино Hippodrome, купить натуральные продукты на продовольственном рынке Боро-маркет и покататься на легендарных двухэтажных красных автобусах. Но мало кто знает, что такие дабл-декеры были и среди трамваев, которые возили горожан вплоть до 2011 года. Сейчас они являются экспонатами для туристов в лондонском музее транспорта.
Трамваи Венгрии
Будапешт славится не только своими термальными источниками, но и уникальными транспортными достопримечательностями, одна их которых – будапештский трамвай. Долгое время самым длинным в мире (54 метра, 6 секций) был Siemens Combino Supra, но 31 марта 2016 года на маршрут вышел новый трамвай, 9-секционный CAF Urbos 3/9, длиной 55,9 метра! Инженеры-конструкторы, создатели этого чудо транспорта, продумали все до мелочей: их творение отличается быстротой в передвижении, бесшумностью и повышенным комфортом: в салоне есть кондиционеры, информационная аудиосистема, а благодаря низкому полу заходить в него очень удобно.
Подвесной трамвай – Вупперталь, Германия
Открытая в 1901 году подвесная монорельсовая дорога (или «Швебебан») является старейшей электрической надземной железной дорогой с подвесными вагонами. Для строительства этой линии было использовано 19 200 тонн стали. Ежедневно трамвай перевозит более 85 000 пассажиров. Вупперталь Швебебан – единственная на континенте подвесная городская железнодорожная линия, которая на протяжении большей части своей длины проходит на высоте 12 м (39 футов) над рекой Вуппер (10 км или 6 миль). Только самый западный участок между Sonnborner Straße и Vohwinkel проходит на высоте 8 метров (26 футов) над улицами (3,3 км или 2 мили). Любимый транспорт путешественников – им можно добраться не только в нужную часть города, но и полюбоваться красотами с высоты птичьего полета.
Подземный трамвай – Бейоглу, Турция
Фуникулеры (или наклонные железные дороги, по которым пассажирские вагоны движутся согласованно: один вверх, другой вниз по склону) можно найти по всему миру, но Тюнель совершенно уникален. Открытый в далеком 1875 году, до 1971 года фуникулер работал на паровой тяге, сохраняя колорит эпохи. И сейчас самый старый в мире подземный трамвай возит пассажиров по самому старому маршруту, вот только время в пути теперь новое – всего 1,5 минуты.
Иерусалимский пуленепробиваемый трамвай
По улицам израильского города уже несколько лет ездит скоростной трамвай и не было бы ничего в этом удивительного, если бы не беспрецедентные меры безопасности, используемые при его проектировании и сборке. У трамвая пуленепробиваемые стекла, мотор закрыт специальным кожухом, что исключает любое воздействие извне. Безопасность пассажиров обеспечена практически на 100%.
Трамвай-сауна в Милане
Трамвайчик стоял во дворе спа комплекса и дирекция приняла оригинальное решение: открыть в трамвае сауну. Создатели рассказывают, что изначально хотели запустить трамвай-сауну по улицам города, чтобы пассажиры не только парились, но и любовались красотой Милана. Однако власти города не сочли эту идею разумной и не дали «добро» на создание такого маршрута.
Стационарный трамвай-кафе «Старый Трамвай» во Львове, Украина
Львов всегда был европейским городом, опережая во многом провинциальные украинские города. Вот и конка там появилась еще в далеком 1890 году, а трамвай на электрической тяге – в 1894. Памятником давно забытого вида транспорта является кафе во Львове, которое так и называется: «Старый Трамвай» («Старенький Трамвай»). По сути, это старенький вагон, внутри которого расположены столики для посетителей. Ароматный запах львовского кофе так и манит войти внутрь, полакомиться вкусными пирожными, полюбоваться старинным интерьером… Обладая воображением, глядя из окна трамвая на старинные улочки Львова, можно представить себя в том далеком веке, когда трамвай был удивительным и самым современным видом транспорта, подковы лошадей цокали по мостовой, а вагончик медленно катился к Ратуше.
Казалось бы, что трамваи уходят в прошлое. Многие украинские города постепенно отказываются от их эксплуатации. Но по воле энтузиастов они обретают второе дыхание, становятся знаковым местом и продолжают радовать туристов, вызывая искреннее восхищение.