В очередной экспедиции в рамках акции «Сохраним Карпаты» мы оставили за собой не только следы протекторов.
Нынешняя экспедиция с «Клубом внедорожных приключений» во всех отношениях выдалась не такой, как прежде. Впервые я отправился в путь не на дилерских машинах, проверяя их способности в естественной, а порой даже сверхъестественной для них среде обитания: известная ситуация распугала всех импортёров. И потому, к моему огромному ликованию, мне наконец-то досталось место в экипаже одного из клубных вседорожников.
Но главное другое. Вирус, суета, страхи, скомканные бюджеты, отсутствие машин для журналистских экипажей не помешали нам с клубом Дмитрия Ковалёва воплотить давно задуманное в нашей акции «Сохраним Карпаты». А поддержал нас в этом постоянный топливный партнёр экспедиций клуба, благодаря которому эта акция была основана и продолжается, – сеть АЗС Glusco.
Каждый раз, поднимая пыль и вспахивая грязь горных дорог нашими большими колёсами, я задумывался, что мы остаёмся не в должной степени благодарны Карпатам за их бескрайнюю гостеприимность. Нет, мы всегда дружественны к окружающей среде и не наносим ей ущерба, а зачастую ещё и прибираем мусор за нерадивыми туристами. Однако нам не хватало более основательного встречного действия. Идею подсказали в разы увеличившиеся незаконные вырубки карпатских лесов. Если судьба горной природы безразлична местным жителям, то кому ещё, как не нам, остаётся сделать решительный шаг для возрождения лесного покрова?
Заручившись дружбой с лесниками в Косовском районе Ивано-Франковской области, мы выехали этой осенью высадить саженцы знаменитых карпатских смерек на одной из вырубок. Причём отправились туда в большой и тёплой компании с сотрудниками сети АЗС Glusco – для них, помимо удивительного опыта, эта поездка получилась хорошим тимбилдингом. Три пухлых мешка крохотных проростков общими усилиями были высажены за три часа – и теперь, мы уверены, чёрная проплешина размером в гектар на плечах гор вблизи Писаного Камня затянется сочной зеленью молоденьких ёлочек.
В летней экспедиции (ЗР №8/2020) мои друзья и коллеги пообщались с местными – остановили пару лесовозов и заглянули в глаза их водителям, поговорили с пострадавшими от паводков. Водители стыдливо прикрывали лица рукавами, а жители сёл впервые сами откровенно признали, что в паводках виновата не стихия, а то, что они сами уничтожают свои горы. Нам всегда хочется верить в добро и свет: может быть, точка невозврата, по крайней мере, в человеческих душах ещё не пройдена?..
А вот бездорожье карпатское на сей раз оказалось незлобивым. Отчасти потому, что я смотрел на него с высот лифтованного Ленд Крузера. И «Клуб внедорожных приключений» просто не мог не оправдать своего названия: уже на пути в Киев мы поехали искать те самые приключения на задние бамперы (и не только) своих машин. Прослышал Дмитрий Ковалёв, что есть где-то на Днестре, на стыке Черновицкой и Тернопольской областей, диковинная по временам нынешним паромная переправа – решено, ищем!
По пути к ней приятным бонусом нашли глубокую гранитную пещеру с чудным видом с высоты на изгиб реки и средневековый замок – увы, в развалинах, как это обычно у нас и бывает. Потом продирались между сёлами забытой всеми лесной дорогой, давно и плотно заросшей: как обычно, не обошлось без клубной романтики – прохода между стволами деревьев с полуторасантиметровыми зазорами между кузовом.
То, что в компании с Клубом тягой к оффроаду запламенеет сердце даже самого завзятого приверженца легковушек и асфальта, – само собой разумеющееся дело. Однако для меня в экспедициях с Дмитрием Ковалёвым самым притягательным был не внедорожный экстрим (которого всегда с лихвой!), а открытия удивительных уголков родной страны и её природы. Тем приятней, что на этот раз мы ответили этой природе посильным добром. ЗР
Mitsubishi L200 спешит на помощь: по следам паводков в Карпатах