Магнитоплан или маглев (от англ. magnetic levitation «магнитная левитация») — поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый электромагнитным полем.
Скорость, развиваемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолета и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км).
Первый поезд на магнитной подушке перевез группу пассажиров в рамках проходившей в Германии Международной транспортной выставки IVA 1979 года. Но мало кто знает, что в том же году свои первые метры по испытательной трассе проехал другой маглев — советский, модель ТП-01.
ТП-05 — первый в СССР вагон на электромагнитной подвеске с линейным электроприводом впервые был испытан 25 февраля 1986 г. на полигоне в Раменском. 800-метровый участок не позволял разогнаться до крейсерских скоростей, но на этапе испытаний этого и не требовалось. Вагон, построенный в крайне сжатые сроки, весил 18 т и вмещал 18 человек – остальная часть салона была занята измерительным оборудованием.
В серийном исполнении советский маглев должен был вмещать до 64 человек на вагон и развивать скорость до 250 км/ч (в перспективе – до 400 км/ч). Но затем огромная страна начала распадаться и о проекте забыли.
А вот в Германии, Британии, Китае, Японии и Южной Корее транспорт на магнитной подушке активно развивается, несмотря на высокую стоимость постройки трасс. У маглева достаточно высокий КПД – энергия расходуется в три раза эффективнее, чем у автомобиля и в пять раз, чем у самолёта.
На данный момент существует 3 основных технологии магнитного подвеса поездов:
- На сверхпроводящих магнитах (электродинамическая подвеска, EDS)
- На электромагнитах (электромагнитная подвеска, EMS)
- На постоянных магнитах – это новая и самая экономичная системa