В начале 1960‑х годов известный инженер, конструктор и журналист Юрий Долматовский предложил новую концепцию перспективного автомобиля-такси с однообъемным вместительным кузовом из стеклопластика.

Революционное такси опережало свое время как минимум на десяток лет. Мнения специалистов по поводу внешности разделились между «шедевр дизайна мирового уровня» и «хрущовка на колесах».

ВНИИТЭ-ПТ

Машина с названием ВНИИТЭ-ПТ, похожая на микроавтобус, по длине и ширине была близка к Жигулям, по высоте – к Ниве. Но при этом, предлагала прекрасную обзорность, большой простор для пассжиров за счет длинных свесов и удобную посадку благодаря сдвижной двери (с электроприводом!).

ВНИИТЭ-ПТ

Кузов, за исключением стального каркаса, был полностью стеклопластиковым, двигатель располагался сзади. Его, как и ведущий мост с подвеской, позаимствовали у Москвича-408. Пятидесятисильный мотор обеспечивал скорость до 90 км/ч, что для города было вполне достаточно.

ВНИИТЭ-ПТ

В салоне приборы на панели выстроены в тонкую линию — ленточный спидометр позаимствовали из комбинации приборов будущего ГАЗ-24. Сиденье не регулировалось, но для водителей разного роста Долматовский сделал сдвигаемый на 80 мм взад-вперед педальный узел.

Единственную построенную машину испытали летом 1965 года в автопробеге по маршруту Москва – Ленинград – Таллинн – Рига – Каунас – Вильнюс – Минск – Москва протяженностью свыше 3 тысяч километров. Затем в течение 10 дней такси испытывали на реальном маршруте в Москве. Проект всем понравился, но в серийное производство автомобиль не пустили и на долгие годы в такси остались работать привычные всем «волжанки».

Спереди — втроем. 6-местная Волга ГАЗ-24

Куда уехала передвижная АЭС?

Электромобиль Lada Rapan, который мог, но не стал