Приставка Plug-in к названию буквально переворачивает представление о гибридном Toyota RAV4.
Автор Николай Захаренков, фото: Сергей Торгалов
Это самый динамичный RAV4 – разгон до сотни занимает всего 6 секунд – и при этом самый экономичный: можно добиться расхода топлива в 1,5 л на сотню. Это первая на нашем рынке Toyota, которая пробегает на электротяге гораздо больше привычного километра-полутора. Наконец, это единственный на моей памяти гибридный автомобиль, индикатор заряда батареи которого на центральном дисплее всегда показывает 100%. Интригует? Еще бы!
Весь такой простой
Выдающиеся динамические качества подзаряжаемого гибрида почти никак не отражены во внешности: от «просто» гибрида RAV4 его отличает разве что иной рисунок радиаторной решетки да тонкая хромированная окантовка нижней части бампера. Что ж, тем шире глаза водителей других автомобилей, когда RAV4 Plug-in Hybrid стартует со светофора и мигом превращается в точку на горизонте. Разглядеть недоуменный взгляд соседей по потоку помогает и зеркало заднего вида Smart View, которое можно переключить в режим видеокамеры, как на гибридном Toyota Highlander.
А вот в салоне незаурядная динамика кроссовера подчеркнута именно так, как нужно: спортивными креслами. Они не жмут бока и в то же время радуют добротной поддержкой как поясницы, так и плеч. Хорошие сиденья, в дальней дороге спина почти не устает.
Есть еще несколько интересных деталей. Так, указатель температуры ОЖ на щитке приборов заменен на указатель остаточного заряда батареи. Причем он никогда не равен нулю: стрелка может лишь опуститься до края бирюзовой части шкалы, символизирующей ту часть батареи, которая доступна пользователю для зарядки.
А есть еще и недоступная ему часть – она зарезервирована за гибридной системой и, как в обычных гибридах Toyota, никогда полностью не опустошается, поэтому электродвигатели всегда готовы прийти на помощь.
Эту особенность инженеры Toyota, видимо, и решили отразить графически прямо на центральном дисплее, но вышло странновато: индикатор батареи желтого цвета, а не голубого, как на обычных гибридах, и всегда показывает 100%! За неделю теста количество желтых кирпичиков внутри прямоугольника не менялось ни разу. В чем смысл указателя, который всегда показывает одно и то же?
Консоль оформлена интересней: ездовые режимы Eco, Normal и Sport выбираешь не кнопкой, как в обычном гибриде RAV4, а крупным переключателем, верхняя часть которого в зависимости от выбора меняет цвет. В эко-режиме она сияет зеленым, в нормальном – светло-голубым, в спортивном – красным светом. Ночью он глаз не раздражает, но ясным солнечным днем заметен едва-едва.
Странная математика
К привычным ездовым режимам добавлены четыре новых: EV, HV, Auto HV/EV, а также режим зарядки от двигателя.
Кнопка с надписью EV, хоть и прежде была в тойотовских гибридах, теперь несет в себе настолько иной смысл, что электрический режим EV правильней назвать новым. Подзаряжаемый гибрид RAV4 едет на электротяге минимум в 50 раз дальше неподзаряжаемого: вместо километра-полутора теперь имеем 75 км.
Причем честных, кроссовер реально проезжает заявленные 75 км без подзарядки. Для этого необязательно тащиться в режиме овоща, достаточно просто размеренной и спокойной езды. Каждый разгон от нуля до сотни в режиме «педаль в пол» обходится примерно в 2 км пробега на электротяге. Скажем, пять веселых стартов – и рассчитывать можно уже на 65 электрических км.
Хотя разгон в чисто электрическом режиме по ощущениям хорош – вас быстро и мягко вжимает в кресло – но по цифрам выходит не совсем спортивным: 10 секунд до сотни, уровень автомобиля с двухлитровым бензиновым атмосферником.
Зато в режиме EV кроссовер старается максимально точно имитировать электромобиль и не станет запускать ДВС, как ни дави на акселератор. Но только до скорости 135 км/час, на которой бензиновый мотор всегда оживает.
Он здесь такой же, как и во многих других гибридных моделях Toyota: 2,5-литровый A25A-FXS серии Dynamic Force. Разве что настройки немного иные: в RAV4 Hybrid он выдает 178 л.с. при 5700 об/мин и 221 Нм при 3600-5200 об/мин, тогда как в RAV4 Plug-in Hybrid – 185 л.с. при 6000 об/мин и 227 Нм при 3200-3700 об/мин.
И все равно это не объясняет, почему «просто» гибрид RAV4 имеет суммарную мощность 222 л.с., а подзаряжаемый – 306 л.с. Попробуем поискать ответ в электрической части привода.
Задний электродвигатель здесь тот же, что и в обычном полноприводном гибриде RAV4, на 40 кВт, а вот передний намного мощнее: 134 кВт против 88 кВт. Ответ найден? Нет, ведь аналогичные электродвигатели используются и в гибридном Хайлендере, но там суммарная мощность указана ниже, чем у RAV4 Plug-in Hybrid – 245 л.с. Откуда же у тестового кроссовера взялись еще 60 лошадок?
У Тойоты, как известно, свой, особый способ определения мощности гибридов, и детали расчетов публике не предъявляют. Но в данном случае ключевым фактором является тяговая батарея. Она здесь литий-ионная, на 18,1 кВт·ч и к тому же работает с более высоким номинальным напряжением: 355,2 В вместо 244,8 В никель-металлгидридной батареи обычного гибрида. Хотя на пике за счет бустерного конвертера и там и там имеем 650 В. В общем, максимальная мощность RAV4 Plug-in Hybrid – математическая загадка, но разгоняться автомобиль умеет действительно впечатляюще.
Сила трех сердец
Из семейного седана с двухлитровым атмосферником, каковым он воспринимается в чисто электрическом режиме, подзаряжаемый кроссовер моментально превращается в хот-хэтч уровня Ford Focus ST или Volkswagen Golf GTI: 6 секунд до сотни!
На этот результат работают все три двигателя, включая бензиновый. Всего-то и нужно, что перейти в гибридный режим – в любой из двух предложенных, поскольку отличия между HV и Auto HV/EV сводятся к степени использования той части батареи, которую заряжает пользователь. В режиме HV она расходуется только по строгим показаниям, например, при динамичном разгоне. А в режиме Auto HV/EV кроссовер, напротив, сперва тратит запасенную электроэнергию, запуская ДВС только при крайней необходимости – и вот как раз в этом случае можно уложиться в смешные литр-полтора бензина на сотню.
Но чтобы тратить энергию, нужно сперва ее запасти. Сделать это можно либо от розетки, через зарядный порт в правом заднем крыле, либо при помощи режима принудительной зарядки от бензинового двигателя.
В первом случае речь идет исключительно о переменном токе – к станциям сверхбыстрой зарядки постоянного тока этот кроссовер не приучен. Ток в 10 А полностью зарядит батарею за 7,5 часов, а если его сила достигает 32 А, то потребуется всего 2,5 часа – это возможно при использовании зарядного устройства, подключенного к трехфазной электросети.
Заряжать батарею от работающего двигателя можно и прямо во время движения, каждый километр пути при этом приносит 1,3-1,5 км электрического хода. Удобно, но громко, поскольку 2,5-литровый двигатель работает на повышенных оборотах, и к тому же расточительно. Расход топлива при этом достигает невиданных для гибридного RAV4 значений – 15-16 л на сотню. Поэтому не вижу в этом экономического смысла, только экологический: к примеру, если на каком-то участке вашего пути дымить выхлопной трубой нежелательно или вовсе запрещено, а вы не успели зарядиться от розетки. Запретов такого рода в Украине пока нет, но кто может поручиться, что они не появятся в ближайшем будущем?
Подрулевыми лепестками можно принудительно увеличить степень торможения двигателем, а значит, и рекуперации. На затяжном спуске это, действительно, помогает улучшить энергетический баланс, а на дороге без уклона основным выигрышем станет разве что уменьшенный износ тормозных колодок: RAV4 Plug-in Hybrid и сам умеет находить золотую середину между рекуперацией и движением накатом.
На мягких лапах
Едет подзаряжаемый кроссовер приятно. Есть в его движениях особенная, кошачья мягкость, отлично скрадывающая рельеф отечественных дорог – дополнительные 200-250 кг снаряженной массы не могли не сказаться на характеристиках пружин и амортизаторов. При этом на движения руля кроссовер реагирует с завидной чуткостью, почти без кренов: сказывается низкий центр тяжести.
Езда выходит комфортной, но при этом быстрой и азартной – кто откажется от такого набора качеств? Только тот, у кого нет свободной розетки во дворе, или кому цена RAV4 Plug-in Hybrid покажется заоблачной. Да уж, недешев: подзаряжаемый гибрид в полтора раза дороже обычного. Цены стартуют от 1 502 477 грн за комплектацию Lounge, а в более богатом оснащении Premium кроссовер оценен в 1 621 579 грн. Отличия между ними не то, чтобы принципиальные, но заметные.
Заметить можно, например, отсутствие в стартовой комплектации вентиляции передних сидений и дополнительной ступени их подогрева: в Lounge он двухступенчатый, в Premium – трехступенчатый. Зеркало Smart View тоже прерогатива топового оснащения, равно как и проекционный дисплей, и диски на 19 дюймов.
Очевидно, что окупать полумиллионную разницу в цене с обычным гибридом RAV4 только за счет экономии на топливе можно бесконечно долго. Поэтому в размышлениях вроде брать или не брать Toyota RAV4 Plug-in Hybrid я бы вынес экономичность за скобки.
Скорее, этот автомобиль рассчитан на того, кто просто может себе позволить самый быстрый и самый комфортный RAV4. Дважды «самый» – это ли не повод? ЗР
Toyota вступила в электрическую гонку: представлен аналог RAV4 на батарейках
В Украине стартуют продажи кроссовера Toyota Yaris Cross. Объявлены цены
Новый «шестисотый»: в чем Lexus LX600 превзошел Toyota Land Cruiser 300