А у нас в машине газ: правда и мифы об альтернативном автомобильном топливе

0
102146
ГБО

Газ в автомобиле продлевает жизнь двигателю, существенно снижает расходы на эксплуатацию и совсем не опасен. Правда ли это?

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин

Газа в стране полным-полно

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который ещё называют компримированным (КПГ). Сжиженного газа (смесь пропана и бутана) у нас в Украине действительно полным-полно, ведь это побочный продукт при переработке нефти в бензин, при этом он относительно дёшев. А вот метана гораздо меньше, и ездит на нём обычно суровая государственная техника дремучих времён.

Заправки пропан-бутаном нынче едва ли не на каждом шагу, причём газ готовы «задуть» как на практически любой обычной АЗС, так и на специализированных газовых станциях (многие из которых являют собой просто цистерну с колонкой). Со сжатым газом дела обстоят значительно хуже. Даже на многомиллионный Киев лишь четыре метановые заправки.

ГБО
Элементы системы питания сжиженным газом четвёртого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – электронный блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов «газ/бензин»; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9 – редуктор; 10 – газовые форсунки.

Вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. Метан – ещё дешевле: если за литр пропан-бутана на момент подготовки номера в среднем по Украине просят 11,85 грн, то за кубометр метана – 10,98 грн.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдётся не дешевле 14 тысяч гривен – это самый минимум, если всё делать по-правильному. Установка для работы на метане – почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление.

Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится на 40% дешевле, чем на бензине

Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы. Эксплуатационный расход газа примерно на 5–10% выше, чем бензина: этот процент зависит от качества оборудования, режимов работы мотора и прочих технических нюансов. По факту экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 20 000 км. А если ездите немного и не каждый день – газ не про вас.

ГБО

Бензин всё равно нужен

Это правда – пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс. Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после полного прогрева до нормальной рабочей температуры, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое. К тому же бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах – срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удалённым каталитическим нейтрализатором – в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

Сколько литров в 60‑литровом баллоне?

Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве – чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора

Не продлевает, но и большинство страшилок насчёт вредности газа явно преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора, и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нём нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается. Хотя есть и ложка дёгтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Перевести на газ можно любую машину

ГБООснастить газовым оборудованием можно всё, что угодно, однако в ряде случаев в этом нет никакого смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, а баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива – такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника – оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

О безопасности

Газ опаснее бензина. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а её и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха – он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей. Кстати, именно по этой причине машины с ГБО зачастую не пускают в подземные паркинги.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колёса грузовиков.

НАШЕ МНЕНИЕ
Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла. ЗР

ЗА РУЛЕМ №09 2020

Как эксплуатировать автомобили с ГБО: важные нюансы

ТОП-5 городских авто, которые вас не разорят

Предыдущая статьяRenault Duster полностью провалил краш-тесты. Но есть нюанс!
Следующая статьяНевероятный ГАЗ-4: первый пикап СССР