До Украины докатился дефицит новых автомобилей.
Все пропало? Пока не все, но самое интересное уже расхватали. Например, прийти и купить Renault Logan можно только со слабеньким 73-сильным мотором в простецкой комплектации Life+; версии с 90-сильным бензином и дизелем предлагают подождать 3-5 недель, сделав предоплату в 20 тыс. грн.
Хотите Toyota Corolla? С ней ситуация с точностью до наоборот: в украинских автосалонах проще найти весьма недешевый гибрид, чем относительно демократичную по цене модификацию с 1,6-литровым бензиновым движком. Встречу с ней планируйте на весну следующего года, и тоже при условии предоплаты.
Около шести месяцев придется ждать Toyota RAV4, Peugeot 301 с АКПП, полноприводную Suzuki Vitara. А Skoda Octavia из новых партий (склад уже раскуплен) приедет лишь к лету 2022-го и только с 1,4-литровым бензиновым двигателем.
Первые экземпляры обновленного Lexus ES доберутся до Украины в первом квартале 2022-го, но то будут автомобили с бензиновым двухлитровым мотором. Нужны варианты поинтереснее, 2,5 л или гибрид? Набирайтесь терпения, вы встретитесь с ними не раньше середины весны или начала лета следующего года.
И то, если повезет, поскольку сроки ориентировочные и определены, исходя из текущей ситуации с дефицитом микрочипов. Автопроизводители надеются разрулить ее до середины следующего года, хотя производители процессоров выказывают меньше оптимизма: Мэтт Мэрфи, шеф американской Marvell Technology, считает, что дефицит электроники может продлиться и до 2024-го.
Появляются и другие проблемы. Одной из самых серьезных называют нехватку стали, без которой современный автомобиль тоже невозможен – если, конечно, отбросить идею возвращения к деревянным кузовам. Европейские сталелитейные компании сокращают производство: дуговые плавильные печи приходится останавливать из-за космических цен на электроэнергию.
К такому способу экономии уже прибегает и ArcelorMittal, и испанская Sidenor, заявившая, что до конца года выпуск стали придется сократить на треть. А компания British Steel уже повысила цены на свою продукцию, назвав это «временной надбавкой за транспортировку и электроэнергию».
Но мы-то знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное. Просто проблема со сталью относительно свежая, она возникла буквально в начале осени в связи с резким подорожанием природного газа, и никто пока не берется оценить последствия.
Хотя уже очевидно, что масштаб энергетической встряски планеты колоссален. Заодно с газом и электроэнергией пугающими темпами дорожают уголь, нефть и даже мазут, причем предела роста цен пока не видно: поставщики энергоносителей вовсю пользуются представившимся им шансом нагнуть всех вокруг.
Продавцы автомобилей тоже, честно говоря, пользуются дефицитом. Сам по себе он уже привел к подорожанию многих моделей на 8-10% только за счет обязательной установки допоборудования. Прежде оно ставилось по желанию заказчика, теперь – по воле дилера.
И с нею приходится считаться. Не хотите автомобиль с фаркопом, молдингами, рейлингами и красивенными наклейками? Не берите, другой клиент найдется. И действительно, находится, ведь спрос ощутимо превышает предложение.
Причем завтра машина будет еще дороже, чем сегодня.
В ценах на уже едущие в Украину экземпляры пока не отражено подорожание электроэнергии и стали, но не сомневайтесь: большую часть дополнительных затрат автопроизводители скоро переложат на потребителей, то есть на нас с вами.
Поэтому пока еще есть смысл занимать очередь и, возможно, даже брать кредит – переплата по нему в итоге может оказаться скромнее, чем величина грядущего подорожания. Автомобили становятся неплохим вложением: их перепродают дороже, чем они были куплены в салоне, причем такие случаи уже не редкость.
SKODA ЗАКАНЧИВАЕТСЯ: ЧЕШСКАЯ КОМПАНИЯ ОСТАНАВЛИВАЕТ ПРОИЗВОДСТВО
Купил за $2, продал за $600: в Китае расцвел черный рынок автомобильных чипов