Вместе с «Клубом внедорожных приключений» мы отправились с гуманитарной миссией в подтопленные районы Карпат, оседлав пару пикапов Mitsubishi L200.
Автор Вадим Добровольский. Фото автора
Вода! Прямо поперёк дороги с гор несётся неудержимый поток. Маленький горный ручей после ночного ливня превратился в бурливую реку и теперь перехлёстывает через проезжую часть. Ногами проверяю брод и, убедившись в отсутствии ям, осторожно проезжаю на Mitsubishi L200 подтопленный участок.
К нашему приезду в Верховинский район Ивано-Франковской области, более всего пострадавший от недавнего наводнения, уровень воды снизился до безопасного, но первый же сильный дождь вновь грозит бедой населённым пунктам, разбросанным вдоль здешних рек и речушек.
Последствия бушевавшей стихии — повсюду. Огромные камни и груды сошедшей с гор земли на обочинах, разрушенные пешеходные мосты и подмытые дороги. Основные магистрали в окрестностях Яремче и Микуличина уже полностью восстановлены, но второстепенные дороги к небольшим горным сёлам по-прежнему несут следы наводнения. Именно по ним пролегала основная часть нашего маршрута.
Цель — три небольших села, затерянных в горах Верховинского района: Стовпни, Голошина, Грамотное. Отдалённые от цивилизации населённые пункты, где жизнь сурова, а люди привыкли полагаться сами на себя. Поэтому наша помощь очень кстати.
В кузовах двух L200 — лекарства, продукты питания и моющие средства. Гуманитарная экспедиция традиционно проходила под эгидой Красного креста Украины и не состоялась бы без помощи социально ответственного бизнеса: лекарства предоставила фармацевтическая компания «Дарница», а топливом нас обеспечила сеть АЗК Glusco.
Как себя показал L200 на размытых дорогах? Мы не раз тестировали обновлённый пикап, поэтому скажу главное: его внедорожные возможности не перестают впечатлять. И пусть в сравнении с автомобилями «Клуба внедорожных приключений» абсолютно стандартный L200 на асфальтовых шинах может показаться мальчиком для битья, первый же участок серьёзного бездорожья вселяет уверенность. За всю экспедицию «элька» лишь раз потребовала помощи, увязнув в глубокой грязи по колено, а в остальном показала себя молодцом. Продвинутая трансмиссия Super Select 4WD II с понижающим рядом, блокировками центрального и заднего межколесного дифференциалов превращает пикап в настоящего «проходимца»: он уверенно преодолевает даже те участки, где просто должен был остановиться. Выдающийся автомобиль!
А бесконтрольная вырубка карпатских лесов, ставшая главной причиной бедствий, идёт своим чередом. За четыре дня мы повстречали с десяток лесовозов, снующих по лесам как ни в чём ни бывало. «Не мы такие — жизнь такая» — вот к чему сводится риторика их водителей, неохотно отвечающих на расспросы. Хуже всего, что, невзирая на декларации центральных и местных властей о борьбе с «чёрными» лесорубами, уничтожение Карпат продолжается с прежней скоростью. Еще несколько лет бездействия грозят полным облысением гор, после чего паводки и сели станут обычным делом после каждого ливня.
На обратном пути в Киев я поймал себя на мысли, что с туристическими поездками бываю здесь втрое реже, чем с социальными миссиями команды Дмитрия Ковалёва. Печально. Карпаты невероятно красивы в любое время года, и лишиться этого сокровища из-за всеобщего безответственного отношения было бы фатальным преступлением. ЗР