В знаменитом фантастическом романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» главный герой разъезжал на Москвиче, взятом напрокат.
В условиях тотального дефицита автомобилей идея организовать помимо общественного транспорта прокатный сервис позволяла обойтись в 10-15 раз меньшим числом машин.
Первые точки проката появились на территории Советского Союза в 50-х годах прошлого столетия – такие пункты открывались на базе таксомоторных парков или автохозяйств.
Возможность поехать в отпуск за рулем автомобиля была воспринята с энтузиазмом – на прокатных машинах ездили даже в Крым. Взять автомобиль в аренду мог любой совершеннолетний гражданин СССР при наличии водительского удостоверения. Основными прокатными моделями были М-20 «Победа», «Москвич-407» и внедорожник «ГАЗ-69». Срок проката составлял от 3 часов до 1 месяца.
Стоимость сервиса была вполне умеренной – около полутора рублей в сутки. Именно поэтому автопрокатный сервис на советском пространстве прожил недолго: для автохозяйств это направление деятельности было непрофильным и убыточным – не отличавшиеся надежностью автомобили того времени требовали частых ремонтов и запчастей. К тому же граждане, бравшие машины в аренду, относились к ним не особо бережно.
В 1970‑е годы автопрокатный сервис возродился, но только для иностранцев — вспомните рязановские «Приключения итальянцев».
В настоящее время аренда автомобилей является востребованной услугой по всему миру. Одна из ее разновидностей, каршеринг, активно развивается и в Украине.
Кузов от ЗАЗ, мотор от Москвича: первый переднеприводный советский автомобиль