Хитрый работяга: что ЗИЛ-130 забрал у Ford, Dodge и Chrysler

0
5558
ZIL-130

Сравниваем знаменитый советский ЗИЛ‑130 с американскими аналогами: много ли у них общего?

Автор Сергей Канунников

В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51. А по продолжительности конвейерной жизни «сто тридцатый» и вовсе рекордсмен. Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 2010‑й, правда, уже под именем УАМЗ‑431410. Так что равных этому грузовику в советской истории нет!

Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной. Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе тщательно исследовали и испытывали несколько зарубежных аналогов, в основном – американских. Насколько они повлияли на окончательную конструкцию «сто тридцатого»?

ZIL-130

Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку её кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину – более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно всё же пошло в серию.

 

грузовик International серии R
Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого «американца» пока не было панорамного ветрового стекла.

Рама ЗИЛ‑130 – оригинальная. Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика – Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах – до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом.

ZIL-130

Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании – автокроссе на грузовиках.

ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое. Мотор V8 был совершенно новым, рама – заметно усиленная. Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача – 6,45) внедрили, правда, ещё в 1961 году на ЗИЛ‑164А.

ZIL-130

Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика – на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.

ZIL-130
Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 – модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.

Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111. При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность – с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин.

ZIL-130

ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.

ZIL-130
Корни зиловской «восьмерки» уходят в 1952 год. Предок советского мотора – агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 дюйма) марки Chrysler. Правда, советский агрегат заметно изменили.

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

ЗИЛ‑130 для 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну автомобилем. Это не копия конкретной модели – скорее «собрание сочинений» в вольном переводе.

ZIL-130

Водители ценили ЗИЛ‑130 за надежность, прочность и простоту обслуживания. Но уже лет через десять после начала производства машина с бензиновым двигателем, в сравнении с зарубежными аналогами, выглядела безнадежно архаичной. А ведь её, включая десятки модификаций, выпускали ещё два десятилетия, остановив производство на отметке 3 388 312 автомобилей. После снятия с конвейера в Москве в 1995 г. модель еще 15 лет выпускалась в Новоуральске. Те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали. ЗР

ЗА РУЛЕМ №02 2021

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР

Эпоха «горбатых»: грузовики Запорожец

ЛуАЗ-1301: последний вездеход СССР

Предыдущая статьяBMW с символикой российской ДПС разозлил эстонских полицейских (видео)
Следующая статьяПлывет над дорогой: первый тест Toyota Land Cruiser 300