Сравниваем знаменитый советский ЗИЛ‑130 с американскими аналогами: много ли у них общего?
Автор Сергей Канунников
В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51. А по продолжительности конвейерной жизни «сто тридцатый» и вовсе рекордсмен. Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 2010‑й, правда, уже под именем УАМЗ‑431410. Так что равных этому грузовику в советской истории нет!
Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной. Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе тщательно исследовали и испытывали несколько зарубежных аналогов, в основном – американских. Насколько они повлияли на окончательную конструкцию «сто тридцатого»?
Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку её кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину – более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно всё же пошло в серию.
![грузовик International серии R грузовик International серии R](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2021/07/zil-130-9.jpg)
Рама ЗИЛ‑130 – оригинальная. Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика – Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах – до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом.
Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании – автокроссе на грузовиках.
ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое. Мотор V8 был совершенно новым, рама – заметно усиленная. Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача – 6,45) внедрили, правда, ещё в 1961 году на ЗИЛ‑164А.
Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика – на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.
![ZIL-130 ZIL-130](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2021/07/zil-130-5.jpg)
Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111. При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность – с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин.
ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.
![ZIL-130 ZIL-130](https://uzr.com.ua/wp-content/uploads/2021/07/zil-130-4.jpg)
ТРУДОВАЯ КНИЖКА
ЗИЛ‑130 для 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну автомобилем. Это не копия конкретной модели – скорее «собрание сочинений» в вольном переводе.
Водители ценили ЗИЛ‑130 за надежность, прочность и простоту обслуживания. Но уже лет через десять после начала производства машина с бензиновым двигателем, в сравнении с зарубежными аналогами, выглядела безнадежно архаичной. А ведь её, включая десятки модификаций, выпускали ещё два десятилетия, остановив производство на отметке 3 388 312 автомобилей. После снятия с конвейера в Москве в 1995 г. модель еще 15 лет выпускалась в Новоуральске. Те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали. ЗР