Такие машины делали не только в Японии, Англии и иных странах с левосторонним движением, но и в СССР. Зачем?
В основном, для экспортных поставок. Но это не единственная причина. Теперь же советские праворульки — мечта многих отечественных коллекционеров, ведь их тиражи были очень невелики.
Тем не менее в СССР версии с правым рулем были у довольно многих моделей: у всех ВАЗов, у некоторых Москвичей, Запорожцев и даже… грузовиков.
Первым праворульным советским автомобилем, сделанным специально для экспорта, стал ГАЗ-21П Волга. Подобные машины в нескольких версиях делали с 1963 года. Для удобства управления меняли крышку коробки передач и установили напольный рычаг. Сделали таких машин совсем немного — около сотни, в основном для азиатских стран. Но примерно полтора десятка продали в Великобритании.
ГАЗ-22П Волга — праворульный универсал. Таких машин собрали, судя по всему, десяток-полтора.
Первый праворульный Москвич появился в середине 1960-х. ориентировали на экспорт. В те годы советские автомобили действительно неплохо продавались за рубежом.
При создании Волги ГАЗ-24 панель приборов сразу делали с расчетом на минимальные переделки для версий с правым рулем. Существовали три подобных модификации: базовая — ГАЗ-24-74, для тропического климата — ГАЗ-24-54, и с импортным дизелем — ГАЗ-24-56. Собрали около 1000 машин, которые ушли в азиатские страны, в частности в Индонезию.
Одна из самых успешных экспортных моделей ВАЗа — Нива, конечно, тоже имела праворульную версию. ВАЗ-21212 носил, в том числе, и зарубежное имя Cossack.
Праворульные бензиновые ГАЗ-53-54 и ГАЗ-53-76 с дизелем Perkins создали для экспорта в Индию. Но дальше опытных образцов дело не пошло.
Зато иные праворульные модификации проектировали даже не для экспорта, а, как ни странно, для внутреннего рынка. Праворульный фургон на 150 кг груза ЗАЗ-965С готовили в качестве серийного для почтовой службы. Идея состояла в том, чтобы водитель, он же почтальон, быстрее добирался до почтового ящика, не обходя машину. Аналогичный вариант имел, кстати, и опытный почтовый УАЗ-469. Но делать такие машины серийно было экономически невыгодно.
Одни из последних советских праворульных автомобилей — экспортные Таврии моделей ЗАЗ-11022 и ЗАЗ-110236.
Сергей Канунников
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram