Путешествие по европейским странам на ретроавтомобиле, ещё и в одиночку? Да, такое бывает! Автор Ярослав Московка, фото Андрей Ганичев.
Кому-то ретро – это прогулка на фестиваль старинной техники пару раз в год или статья «выходного дня» в ЗР. А для кого-то – это буквально вся жизнь, её главное увлечение, каждодневное наполнение и стиль. Таковы участники проекта «Ретро рулит!», объединившего прежде всего на автомобильной волне (что понятно по названию) энтузиастов раритетной техники – но отнюдь не только самодвижущейся.
Идейный вдохновитель проекта Игорь Пастухов когда-то приобрёл себе классику автомобильного ретро – «Волгу» ГАЗ-М21. Благодаря ей он очень скоро нашёл единомышленников – почитателей легендарных машин, однако автомобилями круг увлечений дружеского объединения не ограничился. Квартира Игоря сейчас стала настоящим музеем всевозможных антикварных вещей, среди которых первую скрипку играет ретроаппаратура – телефоны, радиоприёмники, радиолы, проигрыватели, магнитофоны, телевизоры. И самое главное, что любой из приборов – будь то приёмник 1952 года выпуска, ламповый телевизор с линзой или всем знакомый телефон-автомат – действующий!
В приведении всех этих сокровищ в доброе здравие Игорю неизменно помогает Андрей Ганичев – радиолюбитель и по совместительству владелец белой «двадцать первой» 1962 года выпуска, одной из самых ранних «Волг» третьей серии. Свою «Волгу» Андрей приобрёл в 2008 году и постепенно отреставрировал её до образцового состояния. И снаружи, и в салоне, и под капотом машина пребывает практически полностью в оригинальном виде – Андрей дозволил себе сделать лишь пару вынужденных отступлений от исходной заводской конструкции. Во-первых, установил газобаллонное оборудование, во-вторых, оснастил машину более мощным генератором от ГАЗ-24. Эти доработки были выполнены для фантастической цели – Андрей загорелся идеей путешествий по Европе на своём ретроавтомобиле!
В гости к соседям
Мысль отправиться на «Волге» куда-то дальше Карпат пришла Андрею спонтанно: он услышал о ретрофестивале в небольшом румынском городке Сату-Маре и решил – а отчего бы не посетить его? Как всегда, перед продолжительной поездкой, проверил машину, провёл ей техобслуживание – и выдвинулся в путь, взяв в компанию восьмилетнего сына.
Первое путешествие оставило незабываемые впечатления. Поистине удивило румынское радушие и щедрый подход к организации ретрофестиваля: мэрия городка всем участникам праздника, приехавшим из других мест, предоставляет и жильё, и питание. Красочный и весёлый ретропарад собирает гостей не только из всех уголков Румынии, но также из ближайших стран – в основном из Польши. Андрей со своей «Волгой» стал первым в истории ретрослёта – и отныне постоянным участником из Украины.
Поездка не обошлась без поломки: уже на сравнительно приличных румынских дорогах, после нашего родного царства ям да бугров, не выдержала одна из задних рессор. В полевых условиях Андрею удалось решить проблему подручными методами – «Волга» благополучно поучаствовала в параде и без замечаний преодолела обратный путь. Между прочим, сломавшаяся рессора в ходе реставрации была подобрана из запчастей, и по возвращению Андрей вернул на машину её собственные рессоры, стоявшие на ней с завода. К ним и поныне нет вопросов.
Авантюра, ставшая традицией
Лиха беда начало – Андрей был восхищён своим первым странствием за рулём «Волги» и решил продолжить невероятные авантюры. С тех пор каждым летом «Волга» отправляется в дальние странствия, и самое впечатляющее в них то, что Андрей покоряет европейские просторы в одиночку. Автомобиль и его владелец уже побывали в Польше, Словакии, Германии, Венгрии, Сербии, Швейцарии и других странах, а этим летом состоялся успешный вояж в Прибалтику – туда через Польшу, обратно через Беларусь.
После случая с рессорой «Волга» больше не огорчила Андрея ни единой неисправностью в дороге. Владелец заверяет, что машине всегда достаточно просто хорошего и внимательного техобслуживания перед путешествием – и весь путь она держится молодцом. Андрей также успешно развеивает миф о том, будто бы «Волга» нуждается в шприцевании и переборке подвески каждую тысячу километров пробега. Современные смазки не только эффективнее старых советских, но и не такие жидкие – обработки ими сложной «волговской» ходовой хватает на несколько тысяч вёрст. Можно предположить, что Андрею приходится везти с собой приличный запас запчастей – но это тоже не так. Всё необходимое – свечи, лампочки, комплект высоковольтных проводов и ещё буквально пара мелочей.
Андрей держит крейсерскую скорость в пределах 60 км/ч. По его словам, в таком темпе не только гораздо легче и приятней управлять машиной, но главное – можно вдоволь рассмотреть всю красоту земель, через которые простирается путь. «Волга» в этом режиме потребляет в среднем 12 л пропан-бутана на 100 км пути. Причём с газовым топливом не было проблем ни в одной из стран, которые посетил Андрей: заправиться можно всюду. Особенно популярен газ, понятно, в небогатых странах – Румынии и Сербии.
Всюду «Волгу» встречают с любопытством, а провожают – с восторгами и добрыми взглядами. В странах бывшего СЭВ эту модель всё ещё хорошо помнят и узнают, а немцам, например, «двадцать первая» – интересная диковинка. Андрей никому не отказывает в удовольствии прикоснуться к легенде: ему приятны радостные чувства, которые его автомобиль повсюду рождает у людей.
Полиция и таможня тоже с уважением относятся к машине и её отважному водителю. «Волга», как очевидно, с завода не оборудовалась ремнями безопасности – однако всюду полицейские понимают, что перед ними ретроавтомобиль, и не придираются к Андрею. Ведь все прочие правила движения он неукоснительно соблюдает – как и требование об обязательно включённом ближнем свете фар, для чего и был установлен более производительный генератор.
Особенности конструкции «двадцать первой» однажды привели к казусу на узких и крутых улочках Сараево. Навигатор вдруг завёл Андрея каким-то странным, причудливым путём в очень узкий переулок, где хватало ширины проезда только на один автомобиль, да ещё и подъём выдался крутым. И почти у самой вершины этого подъёма навстречу вдруг вынырнула другая машина. А у «Волги» барабанные тормоза устроены так, что эффективны они лишь при движении машины вперёд или вниз: колодки по ходу назад значительно меньше тех, что по ходу вперёд, их едва хватает, чтобы просто удержать автомобиль на крутом подъёме, не говоря уже о том, чтобы остановить его при спуске задним ходом.
Между прочим, это одна из причин, по которым во время трюка в фильме «Берегись автомобиля» машину вытягивали со склона дорожной эстакады тросом, хорошо заметным в кадре. Стояночный тормоз тоже весьма неэффективен даже в полностью исправном состоянии. Лишь чудом Андрею удалось после нескольких попыток тронуться вперёд – «Волга» упрямо скатывалась назад и уже едва не упёрлась сияющим хромированным бампером в стену дома…
Сегодня считают, что идеальная машина для путешествий – это современный автомобиль, оснащённый последними достижениями цивилизации. Однако для Андрея Ганичева главное – душа его четырёхколёсного спутника. Если добрый автомобиль со славной историей одухотворён, то не столь уж важно, сколько ему лет, какой пробег он намотал за свой век и насколько совершенна его конструкция: с ним любой путь – в радость. Что ж, достойнейший пример для всех обладателей ретромашин! А с проектом «Ретро рулит!» мы ещё встретимся в грядущих номерах.