Гиробус — особый вид автомобиля, а также троллейбуса с автономным ходом, движущийся за счет кинетической энергии вращающегося маховика. Иногда его еще называют жиробусом.

Первый автобус, приводимого в движение маховиком, был разработан швейцарской фирмой Эрликон (Oerlikon) в 1940-х годах — как альтернатива для электротранспорта.

gyrobus

Аккумулятором энергии для гиробуса является маховик (массой в 1,5—3 тонны), который раскручивается до трех тысяч оборотов в минуту электрическим двигателем. Вдоль маршрута оборудовались «заправочные пункты», на которых штанги поднимались и подключались к контактам трехфазной электрической сети.

После разгона маховика до нужных оборотов (от 30 с до 3 минут) штанги опускались, электромотор выключался и гиробус следовал до следующей «заправки». Гиробус имел систему рекуперации тормозной энергии и мог проехать до 6 километров со скоростью в 50—60 км/ч.

Электробус, которому 120 лет

Преимущества

  • Практически бесшумен
  • Экономичнее обычного двигателя
  • Экологически чистый
  • Обходтся без контактной сети и рельсов

Недостатки

  • Гиробус для перевозки 20 человекдолжен иметь маховик массой до 3 тонн
  • Вращающийся со скоростью в 3000 об/мин маховик требует особых мер безопасности (линейная скорость обода маховика достигает 900 км/ч)
  • Сложен в управлении, т.к. гироскоп-маховик стремится сохранять неизменное положение в пространстве.
gyrobus
Гиробус G3 — единственный в мире сохранившийся гиробус. Хранится во Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене.

На пассажирских маршрутах гиробусы применялись всего в 3 странах мира: Швейцарии, республике Конго и Бельгии.

За 100 лет до сегвея: двухколесный автомобиль с гироскопом

Советский трактор-монстр: он был такой один