-->

Везём маленьких пассажиров правильно: разбираем все нюансы и технические средства. Автор Ярослав Московка, фото: Сергея Торгалова, производителей автокресел и GettyImages.

Итак, свершилось. Едва ли не последней в Европе и даже позже всех своих стран-соседей. Украина приняла закон, регулирующий ответственность за нарушения правил перевозки детей в автомобиле. Казалось бы, всем здравомыслящим водителям и родителям стоило бы радоваться – но у наших законотворцев снова всё получилось, мягко говоря, специфично и сомнительно.

Child seatПро букве закона № 224-IX от 29 октября 2019 года за пренебрежение правилами перевозки детей теперь оштрафуют на 510 гривен, а если нарушение выявят повторно в течение года – то на 850 гривен. Однако… Штрафы за неправильную перевозку детей ввели, но так и не позаботились о том, чтобы правильно, точно и в соответствии с мировыми стандартами безопасности определить, как же именно следует перевозить в автомобилях самых ценных (и самых уязвимых!) пассажиров. И правда – а как?

Пункт 21.11б Правил дорожного движения остался невнятным, сырым и лишённым конкретики. Приводим его дословно. «Запрещается перевозить детей, ростом менее 145 см или не достигших 12-летнего возраста, – в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств, которые дают возможность пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства; на переднем сиденье легкового автомобиля — без использования указанных специальных средств; на заднем сиденье мотоцикла и мопеда».

В ПДД Германии всё сказано гораздо чётче и определённей. «Дети до полных 12 лет ростом менее 150 см могут ездить на сиденьях, для которых предписаны ремни безопасности, только с использованием удерживающего устройства, которое удовлетворяет требованиям Статьи 2 Абз. 1 Директивы 91/671/EWG Правительства от 16.12.1991 об обязанности пользования ремнями безопасности и обязанности использовать детские удерживающие устройства в автомобилях, изменённой Статьёй 1 Абзац 2 Директивы 2014/37/EU от 27.02.2014, и подходит ребёнку». Указанные директивы расписывают всё – начиная от того, как удерживающая система должна быть установлена, и заканчивая тем, что каждое устройство обязано соответствовать одному из трёх европейских стандартов безопасности.

Вот и скажите, пожалуйста, что можно понять из нашей формулировки «специальные средства»? Она не только размыта, но абсолютно глупа – и главное, опасна.

Child seat
Самое главное, что нужно увидеть на кресле: маркировка любого из европейских стандартов – ECE R44, ECE 44 либо I-Size. Есть маркировка – будьте уверены, что кресло безопасно независимо от его марки и страны производства. Бывшее в употреблении кресло тоже можно спокойно приобретать, если вы уверены, что оно не бывало в серьёзном ДТП.

У немцев всё сказано правильно: «удерживающие средства» – суть именно в надёжном удерживании ребёнка. Это кресла, люльки и бустеры, имеющие маркировку ECE R44 / ECE 44 либо I-Size – и никак иначе. А по украинским ПДД, представьте себе, незаконными оказываются детские кресла, устанавливаемые по технологии Isofix – ведь они не используют штатные ремни безопасности автомобиля!

Что может являться «спецсредством»? Фактически – какая угодно ересь, хоть кусок верёвки, привязанный к застёгнутому в замок ремню и обмотанный вокруг ребёнка. Причём самое печальное, что отдельные индивидуумы так и будут делать, а потом доказывать полиции, будто бы это полностью вписывается в формулировку – с последующей выкладкой на Youtube, мол, как надо ставить полицию на место.

Тем не менее, мы до такого абсурда и сами не будем доводить, и другим не советуем. С реальной долей здравого смысла под понятие спецсредства попадают три категории устройств: детские автокресла

(а также люльки для младенцев), подставки-бустеры и не имеющие точного названия штукенции, изменяющие положение ремня безопасности на груди ребёнка. Рассмотрим каждую группу подробно.

Трон для принцесс и принцев

Если чаду до пяти лет, а его рост не выше 120 см – считайте, что выбора у вас нет: только автокресло. Ну, или люлька, если малыш ещё не способен сидеть. Запомните: это единственные возможные варианты безопасного размещения детей такого возраста в автомобиле.

Какое кресло выбрать? Абсолютно неважно, если на нём есть маркировка любого из европейских стандартов: ECE R44, ECE 44 либо I-Size. Это уже сама по себе гарантия того, что кресло отвечает всем необходимым требованиям безопасности: ведь оно сертифицировано по жёстким условиям Евросоюза. Не видим никакого смысла в том, чтобы выбирать кресло исходя из результатов краш-тестов (пусть даже от ADAC или кого там ещё такого именитого) или чтобы производитель был покруче – всё это в основном маркетинг. Главное, повторимся, – соответствие евростандартам. А значит, берите хоть самое дешёвое кресло, но с нужными маркировками: оно будет работать как надо. То же касается и бывших в употреблении кресел – их не стоит опасаться, если вы более-менее уверены, что они не побывали в серьёзных ДТП. Ну, а обивка у любого из них легко снимается и отстирывается.

Ставим по науке

Чтобы кресло работало как надо, его необходимо правильно разместить в автомобиле. Обязательно изучите инструкцию во всех подробностях. Часто встречаются весьма выгодные в приобретении кресла универсальных моделей, сразу на несколько возрастных категорий (автор этих строк, кстати, тоже приобрёл такое для своей дочери) – они размещаются и закрепляются по-разному, в зависимости от возраста и веса ребёнка. К примеру, пока вес малыша менее 13 кг (категория 0+), кресло необходимо ставить исключительно спиной по ходу движения: в столь нежном возрасте у детей ещё совсем не развиты мышцы шеи, чтобы должным образом удержать головку и, соответственно, уберечь шейные позвонки даже при спешном торможении, не говоря уже об аварии. Но и когда кресло ставится вперёд лицом, могут быть преду-смотрены разные варианты фиксации его штатными ремнями безопасности.

Крепления Isofix – вроде хорошая, удобная штука: защёлкнул – и готово, никакой возни с протягиванием ремней. Однако эксперты настоятельно советуют закреплять кресла с детьми старше 3-4 лет и весом более 20 кг только ремнями безопасности, даже несмотря на наличие защёлок: последние могут не справиться со слишком большими нагрузками. Ремни же спокойно держат и взрослого дядечку в полтора центнера – они, будьте уверены, выдержат всех и всегда. Тем более, что абсолютно любое детское кресло, даже с «изофиксами», может фиксироваться ремнями. А уж если учесть, что чересчур ретивый полицейский из всем понятных соображений может возыметь претензии к креслу на защёлках…

Иногда нужно ставить кресло на переднее сиденье – чтобы чадо не скучало сзади, когда мама за рулём, или же когда у машины вообще нет заднего сиденья. Это не запрещено – спереди можно размещать даже люльку. Главный вопрос – опять же в правильном креплении кресла, а ещё – в обязательном отключении пассажирской фронтальной подушки безопасности. Это несложно, но крайне важно.

Что будет, если НЕ ПРОГРЕВАТЬ двигатель в мороз

Привычка с младых ногтей

Ребёнку не нравится ехать в кресле? Просто учтите, что альтернативы – нет. Точнее, она есть, но может обойтись вам слишком дорого – и я не о штрафе. Чаще делайте остановки и выпускайте малыша на волю, развлекайте его любыми доступными, но безопасными в движении способами.

Child seat
Главная задача бустера – приподнять ребёнка над подушкой сиденья, чтобы ремень располагался на груди, как у взрослого. Настоятельно рекомендуем применять бустеры только для детей выше 130 см и старше 7 лет: лучше как можно дольше используйте полноценное кресло с многоточечными ремнями – оно безопаснее.

Проще всего приучать чадо к автокреслу сразу, с первого знакомства с автомобилем. Моя дочь в возрасте от года до полутора, случалось, капризничала и выражала недовольство, что приходится сидеть пристёгнутой: никакой свободы, понимаешь. Но сейчас, когда ей 2,5 года, она уже сама с удовольствием забирается в автокресло, а ремни безопасности ищет даже в уличных детских электромобильчиках: правильные инстинкты привиты!

Кстати, и пристёгивать ребёнка тоже нужно грамотно. Ремни кресла не должны стягивать малыша словно узника в камере пыток, но и свободы должно быть в меру – расхлябанные ремни в аварийной ситуации либо травмируют ребёнка, либо и вовсе не удержат его. Оптимальная степени свободы – два ваших пальца между ремнём и телом малыша.

Подушка на подушку

Бустер – это подушка на сиденье автомобиля, рассчитанная на детей среднего и старшего возраста, массой как минимум от 15, а то и от 25 кг. Бустер гораздо компактнее автокресла, да и возни с ним меньше: ребёнка на нём пристёгивают штатным ремнём безопасности. Собственно, в том и задача бустера: приподнять чадо над подушкой сиденья так, чтобы ремень располагался на его груди примерно как у взрослого, а не в области шеи.

Здесь то же, что и с автокреслом: если бустер имеет должную европейскую сертификацию, а главное – если он соответствует весу и росту ребёнка, то он будет работать правильно. И уж тем спокойней можно покупать б/у: в простой подушке портиться, в сущности, нечему.

Ребёнку не нравится ехать в кресле? Просто учтите, что альтернативы – нет. Точнее, она есть, но может обойтись вам слишком дорого – и мы не о штрафе.

Однако рекомендую предпочесть бустеру полноценное кресло до максимально возможного роста и возраста ребёнка: как ни крути, но многоточечные ремни кресла гораздо надёжнее и безопаснее удерживают малыша, чем штатный авторемень. Просто посмотрите один из многочисленных роликов со сравнительными краш-тестами кресла и бустера – всё поймёте сами: с бустером гораздо критичнее нагрузка на позвоночник и живот.

Опасный треугольник

С шумом вокруг ввода штрафов набирают популярность сомнительные штукенции, призванные якобы обеспечить нормальное положение штатного ремня безопасности на теле малыша. На известном китайском ресурсе такие приспособления можно купить за полтора-два доллара. Иные умники уже глаголят на весь интернет: вот, мол, дёшево и классно, а ваши кресла – это разводка нас, бедных, на деньги. Дёшево – да, верно; но на этом все достоинства подобного барахла заканчиваются. Это, знаете, сродни заглушек с иконками в замки ремней безопасности – лишь бы не пищало, принцип тот же. Тщедушные треугольнички из ткани или дерматина стягивают ремни, отводя их от детской шеи, но в принципе не работают в аварийных ситуациях.

Child seat
На этой рекламке с известного китайского сайта отлично видна главная опасность адаптера ремня: чтобы оттянуть плечевую часть ремня от лица и шеи, это вредное изобретение подтягивает поясную часть вверх – в опасную зону к легко уязвимым внутренним органам. Это чрезвычайно опасно даже при резком торможении! Адаптеры способны нанести ребёнку травмы, несовместимые с жизнью: ни в коем случае не покупайте их!

Чтобы оттянуть плечевую часть ремня вниз, в сторону от лица и шеи, этот регулятор ремня безопасности подтягивает поясную часть вверх – в опасную зону к легко уязвимым внутренним органам. Травматические последствия уже от интенсивного торможения с этим эрзац-ремнём могут быть трагичны, а в случае аварии гарантирован фатальный исход с разрывами органов и обильными внутренними кровотечениями. К тому же вы серьёзно считаете, что хилый кусок китайской ткани на пластмассовой защёлке способен выдержать моментальное усилие в пару центнеров? Но зато всего пара долларов, а не тысяча-другая гривен – замечательная экономия!

Такси вызывали?

Больше всего проблем нововведённые штрафы принесли водителям и пассажирам такси. Первые теперь начали часто отказывать в поездках клиентам с детьми, а особо изощрённые вторые стали сильно портить нервы таксистам. Как же быть и тем, и другим? Начнём даже не с совета, а аксиомы для обеих сторон: возить детей без удерживающих приспособлений категорически нельзя, никогда!

Тем, кто часто катает своих детей в такси, настоятельно рекомендую приобрести собственное автокресло, если у вас его по каким-то причинам до сих пор нет, и брать его с собой – ни один водитель не вправе вам отказать в установке кресла, которая займёт пару минут. Но что делать, если ехать нужно в аэропорт и своё кресло взять невозможно? Только пытаться вызвать таксомотор с детским креслом.

В столице сейчас буквально две-три службы такси официально принимают заказы на подачу таких машин, однако у всех на эту услугу имеется вполне справедливая наценка – в среднем около 70 гривен. В остальных службах всё зависит от водителя.

Child seat
Весьма выгодное приобретение – детские коляски-трансформеры, способные превращаться в переносное автокресло. Такими бывают и коляски-люльки для самых крохотных путешественников.

Таксистам же посоветую купить недорогое бывшее в употреблении кресло максимально универсальной категории – как ни крути, это лучший вариант. Бустер – для такси не дело: пускай он занимает минимум места в багажнике, но подойдёт только высоким детям старшего возраста (а возят чаще как раз малышей!). Китайские регуляторы ремней едва ли не более опасны, чем вообще отсутствие какого-либо фиксирующего приспособления.

От поездок с детьми без удерживающих приспособлений лучше отказываться: любое ДТП или просто экстренное торможение – и вам влетит по полной, вся ответственность по нашему безголовому законодательству возлагается на водителя, даже при отсутствии его прямой вины в аварии. Оно вам надо? И категорически нельзя соглашаться, когда в обычной легковой машине намерены уехать четверо взрослых с детьми на руках.

Удачных, спокойных и безопасных вам поездок! Помните: высшая ценность в нашем мире – жизнь, здоровье и счастье ребёнка.

Как выбрать аккумулятор: тест шести батарей именитых брендов

ТАК НЕЛЬЗЯ!!!

Сегодня сети бурлят гневом от разных горе-родителей, намеренно отказывающихся от кресел. Многие утверждают, что в Жигулях, Волгах и Москвичах невозможно установить эти приспособления. Начнём с того, что в СССР и передними, и задними ремнями безопасности все серийные автомобили оснащались уже с начала 70-х годов – и если очень дальновидный владелец когда-то гордо выбросил заводские ремни, то следует не обвинять почём зря производителя, а пойти в ближайший автомагазин или на рынок да приобрести эти недорогие, но важные детали. Они универсальны: жигулёвские ремни годятся и для Москвича, и для Запорожца. Если у вас таки коллекционный раритет – то, пожалуйста, пройдите на остановку общественного транспорта. То же касается и тех, у кого нет лишней копейки даже на бюджетное «бэушное» кресло – жизнь и здоровье своего ребёнка они, очевидно, ценят меньше, чем бак бензина.

Дешёвые адаптеры ремней смертельно опасны! Они подтягивают поясную часть ремня к легко уязвимым внутренним органам, так что даже резкое торможение может причинить трагедию

Имеется также отдельная категория родителей-суперменов, считающих, что ни одно кресло не удержит милое чадо крепче и лучше маминых рук. Школьный курс физики ещё помните? Даже при резком торможении вес тела нарастает с нешуточными ускорениями. При ДТП он способен вырасти в десяток раз. Мама полагает, что за долю секунды найдёт в себе силы удержать пару центнеров? Срочно на кастинг в голливудский блокбастер!

ЗА РУЛЕМ №01 2020

Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram

5 проверенных способов убить двигатель

 

Додати коментар