Рассказываем о самых частых ошибках автомаляров и автовладельцев, принимающих у них работу. Советуем, как избежать проблем.
За последние пару лет рихтовочно-покрасочные работы стали одной из самых востребованных услуг украинского автосервиса. Хотя популярность кузовного ремонта пока не сравнились с регулярным ТО, но к традиционным причинам обращения к автомалярам – коррозия кузова и ДТП – прибавилась еще одна: поток битых и дешевых автомобилей из США. Собственно, дешевые они именно потому, что битые. Покупатели стараются сэкономить, восстанавливая поврежденный в Америке кузов на украинских СТО.
Как это часто бывает, возросший спрос на услугу отрицательно сказался на ее качестве. За краскопульт берутся дилетанты, которые к тому же еще и начинают торопиться.… Как же сэкономить время, нервы и деньги? Разбираемся вместе со специалистами корпорации УкрАВТО.
Прежде всего, после драки кулаками не машут: если вы обнаружите брак уже после того, как заберете автомобиль с техстанции, шансы на беспроблемное исправление «косяка» резко упадут. А значит, надо сразу и по достоинству оценить работу автомаляра! Сделать это можно при помощи глаз, рук и нехитрого инструмента под названием толщиномер.
Но сначала советуем напрячь память: вспомните, о чем вы изначально договаривались с мастером. Если он рекомендовал, например, заменить дверь, а вы ради экономии настояли на ее ремонте – будьте готовы к тому, что идеально восстановить хитроумную грань, которую на двери «изобразили» дизайнеры автомобиля, скорее всего, не удастся.
Если проводилось исправление геометрии крупного участка кузова, не говоря уже о восстановлении его силовой структуры после сильного удара, оцените величину зазоров между кузовными деталями. Они должны быть равномерны, симметричны по сторонам автомобиля и не очень-то велики: в среднем, величина зазора составляет 3-4 мм.
Если деталь красилась без снятия с кузова, то внимательно смотрим на участки перехода: возможно, остался «порожек» от малярного скотча, которым ограничивалось место покраски.
Нелишним будет убедиться, что мастер нанес герметик там, где он предусмотрен заводом-производителем: например, на внутренней поверхности дверей. Без герметика на отремонтированном участке велик шанс быстрого развития коррозии.
Далее оцениваем, насколько ровной получилась восстановленная поверхность. Для этого на нее нужно внимательно посмотреть с разных сторон и под разными углами: игра света на детали быстро выявит брак. Этот же нехитрый способ позволит моментально обнаружить дефект окраски – по сути, любое отклонение от идеально гладкого и ровного слоя. Самыми заметными огрехами работы маляра считается подтек, шагрень, зернистость.
Подтек – очень грубая ошибка! Скорее всего, мастер-неумеха сильно разбавил лакокрасочный состав, и недостаточная густота краски мешает ей правильно фиксироваться на поверхности. А возможно, «художник» просто не умеет держать краскопульт, располагая его слишком близко от поверхности: краска конденсируется и стекает.
Шагрень – это когда краска «скукоживается», начиная напоминать апельсиновую кожуру. Такое случается из-за неверно выбранного давления сжатого воздуха, подаваемого к краскопульту, а также по причине нарушения пропорций между разбавителем и лаком.
Зернистость чаще всего вызывает пыль и твердые частицы, попавшие на краску, – такой дефект, как и шагрень, хорошо ощущается наощупь. Обычно он возникает, когда автомобиль красят в гаражном боксе, а не в покрасочной камере со специальными фильтрами, обеспечивающими нужную чистоту воздуха. Или же фильтры оказываются забитыми из-за несвоевременной замены. А возможно, краска наносилась со слишком дальней дистанции – что, опять же, вызывает вопросы к квалификации персонала техстанции.
Осмотрев автомобиль в помещении при свете ламп, не спешите тянуться за кошельком. Выгоните автомобиль на улицу и рассмотрите его при естественном освещении: так лучше оценивать совпадение оттенков цвета на восстановленном участке кузова и соседних. Имейте в виду, что чем сложнее цвет, тем меньше шансов на идеальное совпадение. Помните, что добиться полностью однотонной окраски металла и пластика (бампера) практически невозможно даже в заводских условиях: виновато статическое электричество. Пластик «втягивает» краску, металл «отталкивает» ее. Если же цветовая разница бросается в глаза, возможно, колорист неверно смешал краски и ошибся в оттенке.
Наконец, беремся за толщиномер. Толщина лакокрасочного покрытия при заводской покраске составляет, в среднем, 100-150 микрон. Отремонтированный участок покажет до 200-300 микрон. Но и 1000 микрон может быть нормой, если речь идет о реставрации детали по договоренности с мастером: ему приходится использовать шпаклевку, как говорят, «в количестве». Если же такой договоренности не было, то слишком толстый ее слой говорит о том, что рихтовщик гонит брак, или же на техстанции просто нет нужного оборудования. Например, споттера.
Тут стоит остановиться на весьма важных признаках, позволяющих сделать обоснованное предположение о качестве будущих рихтовочно-покрасочных работ еще до их начала. Действительно, иногда проще сразу развернуться и уехать со «стремной» техстанции, чем впоследствии тратить время и нервы, доказывая свою правоту ее нерадивому персоналу.
Прежде всего, уточните, какие документы вы получаете, отдавая чужому человеку свои деньги. Составляется ли акт выполненных работ? Случись что, он поможет добиться справедливости.
Дает ли техстанция гарантию и какую? Ориентироваться можно на следующие цифры: 6 месяцев или 12 тыс. км на кузовной ремонт автомобиля до 5 лет (с увеличением его возраста срок гарантии уменьшается). В случае полного перекрашивания кузова гарантия должна составлять 1 год или 24 тыс. км.
Есть ли на станции весь необходимый персонал, или придется обращаться к услугам стороннего? Например, не хотелось бы отдельно искать колориста. Во-первых, это дополнительная трата времени: сперва привези лючок от бензобака для образца, потом забери смешанную краску.… Во-вторых, в случае претензии к цвету отремонтированного участка потом не найдешь крайнего: мастер будет кивать на «чужого» колориста, а тот – на мастера.
Оценить уровень инструмента на глаз сложно, но вот вам три «кита», которые обязательно должны быть на серьезной станции: покрасочная камера, стапель и вышеупомянутый споттер.
Покрасочная камера создает условия для быстрого и качественного высыхания лакокрасочного покрытия: нужную температуру и чистоту воздуха. В гаражном боксе это недостижимо, даже если окружить автомобиль обогревателями. Стоит просто открыть дверь в бокс, и температура резко падает, а технология окрашивания – нарушается. Не говоря уже о пыли, которая попадает на еще не затвердевшую краску.
Стапель представляет собой платформу, на которой жестко крепится кузов. К его поврежденной части цепляется «гусь», создающий тянущее усилие до 10 тонн, что позволяет исправить нарушения геометрии силовой структуры кузова после сильного удара. Без стапеля невозможно выставить ровные зазоры между наружными панелями, равно как и правильные углы установки колес.
О споттере мы уже упоминали: это инструмент, позволяющий вытягивать вмятины закрытых полостей. На станции, где нет споттера, поврежденный порог просто залепят шпаклевкой – со всеми вытекающими.
Вот и выходит, что качественный кузовной ремонт – очень сложная комплексная процедура, требующая высокой квалификации персонала, правильного оборудования и материалов.
Обнаружить все это в одном месте, как правило, удается на официальных техстанциях. Их услуги обычно несколько дороже, чем у «гаражных мастеров», однако разница в цене объясняется принципиально иным оборудованием, да и подходом к работе.
Самое интересное, что в итоге математика все равно оказывается на стороне того, кто сразу выбирает качество. Ведь скупой и красит, и платит дважды.
Едет, но дрожит: откуда в автомобиле вибрация и чем она опасна