В августе 2008 года компанию «Хонда Украина» возглавил Хидето Ямасаки. В то время наш автомобильный рынок находился на пике подъема, и дилеры с импортерами были полны радужных надежд. Вскоре ситуация в корне изменилась, но жизнь продолжается, меняя планы и приоритеты…
С господином Ямасаки беседует Леонид Сапожников.
Фото: Сергей Торгалов.
– Ямасаки-сан, какими были ваши первые впечатления от Украины?
– Красивая страна, фантастическая динамика рынка… Он похож не на европейский, а, скорее, на американский, знакомый мне по предыдущему опыту: здесь тоже предпочитают мощные машины. А поскольку в Америке «Хонда» весьма популярна, то большой успех, подумал я, может сопутствовать ей и в Украине.
– Удивило ли вас что-то из увиденного?
– Только обычай парковаться на тротуарах – такого нет ни в США, ни в Европе! Я расценил это как технический вызов для нас: ведь подвеска при въезде на высокий бордюр испытывает большую нагрузку. В скором времени такой вид испытаний будет добавлен в тестовые программы компании, чтобы подвеска автомобилей «Хонда» еще больше подходила для Украины.
– Сколько машин «Хонда Украина» продала в 2008 году?
– Около 13 700. Наибольшим спросом пользовался «Сивик» – преимущественно седан. Здесь опять-таки совпадают вкусы украинцев и американцев: ведь в США, в отличие от Европы, тоже предпочитают седаны… Следующими по объему продаж стали CR-V и «Аккорд».
– А каков ваш прогноз на 2009 год?
– Очень трудный вопрос. Во всем мире правительства прилагают огромные усилия для поддержки потребления. К сожалению, в Украине происходит противоположное: таможенная пошлина на автомобили повышена до 23%.
Украинский рынок будет страдать от кризиса дольше других – как минимум, весь этот год. Гадая на хрустальном шаре (так говорят в Японии), могу предположить, что продажи машин упадут процентов на 60.
– Тем не менее, вы планируете вывести на наш рынок новый «Хонда-Джаз»…
– Да. Эта модель создана с учетом запросов молодежной аудитории. У наших украинских дилеров будет доступен набор специальных аксессуаров, делающих «Джаз» еще более спортивным и эмоциональным. Старт его продаж был запланирован на апрель, но из-за новой пошлины его пришлось отложить. Надеемся, что во втором полугодии он состоится.
– Сколько дилеров у «Хонда Украина»?
– Сейчас 22, из них два в Киеве. К концу года мы планируем увеличить их число до 28. Ввиду экономической ситуации не все дилеры смогут сразу иметь полный сервисный набор, автосалон под той же крышей и т.п. Но в 2010 году у абсолютного большинства будут автоцентры, отвечающие нашим корпоративным стандартам.
– Насколько я знаю, впервые вы столкнулись с экономическим кризисом в середине 90-х, работая в Мексике…
– Да, местный песо упал там за один день в три раза, автомобили стали плохо продаваться. Но мы как генеральный дистрибьютор компании «Хонда» использовали эту ситуацию, чтобы включить в нашу сеть лучших дилеров, имеющих хороший сервис и хорошую репутацию у клиентов. Сервис стал ключевым в структуре нашей прибыли.
– Этот подход пригоден и для нынешних украинских условий?
– Безусловно.
– Какие разработки компании «Хонда» наиболее важны в ближней и дальней перспективе?
– Одна из наших главных стратегий – нацеленность на экологическую чистоту. Здесь можно выделить четыре направления: технология чистого дизеля, электрическая, гибридная и технология топливных элементов. Последнюю «Хонда» раньше всех воплотила в жизнь: автомобили модели FCX Clarity, выбрасывающие в атмосферу водяной пар, продаются в США и Японии вместе с установкой, вырабатывающей для них водород. Пока это очень дорого, поэтому такие авто для массового потребителя – дело будущего. Сегодняшней ситуации в мире – экономической и экологической – наиболее соответствуют гибридные автомобили. Мы рассматриваем их как промежуточный этап на пути к водородным.
– Появится ли гибрид компании «Хонда» в Украине?
– Мы постараемся представить здесь «Инсайт» (Insight) – возможно, уже в этом году. Старый «Инсайт» был первым гибридом на мировом рынке. В 2005-м компания решила создать модель второго поколения – и сделала это меньше чем за четыре года! 40% ее компонентов позаимствованы у «Джаза», «Сивика»… Наша команда сумела свести к минимуму не только время разработки, но и цену нового «Инсайта»: в США он стоит дешевле $20 000.
– Вы считаете, он будет пользоваться у нас спросом?
– Надеюсь. Одна из ключевых ценностей компании «Хонда» – доставлять потребителям удовольствие от вождения. Наши автомобили поднимают настроение водителя, и «Инсайт» не будет исключением. Он тоже доставляет удовольствие, но более современное – не только от управления, но и за счет своей дружественности к природе.
– Вы могли бы выразить одной фразой философию компании «Хонда»?
– Производить и поставлять продукты высочайшего качества по разумной цене для удовлетворения потребителей во всем мире. Этот принцип был положен в основу деятельности компании полвека назад, на заре ее существования, и позволил ей стать очень успешной, оставаясь актуальным и сегодня.
– Каким вы видите рынок Украины через три года?
– Я уверен, что он вернет свой максимум и превысит его. Возможно, предпочтения несколько изменятся, и люди осознают: необязательно быть очень быстрым, чтобы улыбаться за рулем (улыбается).