В последнее время покупательский спрос сместился по известным причинам в сторону бюджетных авто…

Бойцы уже на ринге! В синем углу готовится к схватке опытный боксер по имени «Лада-Самара». В красном – противник помоложе: «Лада-Калина». Многие, несомненно, сделают ставки на «Калину»: в ее активе молодость и стремление быть на уровне современных требований. Сможет ли она оправдать доверие? Скоро узнаем, пришло время объявлять…

…ПЕРВЫЙ РАУНД

Солидный возраст – не только повод для горькой досады, но и залог немалого жизненного опыта. Сколько в «Самаре» сменилось рулей и вариантов передней панели! И пусть нынешний интерьер не блещет ни  красотой, ни отточенным стилем, претензий к нему не так уж много. Усаживаясь, машинально отмечаю удобные кресла, в которых комфортно устроится даже боксер любого роста. Для полной гармонии стоило добавить хотя бы небольшие валики боковой поддержки; без них в быстром повороте недолго соскользнуть с седла. Но и в таком виде сиденья заслуживают неплохой оценки – здесь можно провести немало времени без опасения за здоровье позвоночника. Жаль, что сзади нет такого простора и удобства: узкое пространство для ног и низкая крыша позволят усадить разве что юниора или представителя сверхлегкой категории.

Нет претензий и к панели; пластик в верхней части можно даже назвать мягким. Или хотя бы мягковатым. Строгие приборы отлично читаются в любую погоду, штатный бортовой компьютер готов предоставить массу информации – еще пара дополнительных очков «Самаре». А вот и первый повод для досады: кнопки передних стеклоподъемников стоят на водительской двери слишком низко, приходится тянуться и нащупывать. Смутил и блок микроклимата: регулировочные ползунки нынче, мягко говоря, не в моде. Но основную претензию все же адресую рулю: его сечение могло быть побольше, вдобавок обод… гнется в руках!
С мелкими огрехами жизнь примирит, это доказано временем. А вот зазор шириной в палец между кожухом, прикрывающим коробку, и «бородой» панели – позор для нового автомобиля! Отсутствие хотя бы одной подушки безопасности тоже непростительно в XXI веке. Нокаут? Пожалуй, нет, но чаша весов заметно склонилась в сторону конкурента.
Что противопоставит «Калина»? С первого взгляда ясно: это воспитанница более современной школы. Очертания и компоновка панели, удобные и привычные крутилки микроклимата, пухлый руль с интегрированной подушкой – заметно, что конструкторы думали об эргономике всерьез. Достаточно ли этого, чтобы решить исход боя? Нет, о победе говорить рано. Не грех посетовать на жесткий пластик, который, однако, впитывает грязь, как губка. Распахивая дверь, боишься, что хлипкая внутренняя ручка отвалится. Да и зазоры между деталями панели немаленькие, а кожух коробки передач и вовсе не желает сидеть на месте. Добавлю, что разглядеть показания компьютера в маленьком окошке очень непросто.
В чем «Калина» гораздо сильнее соперницы, так это в компоновке салона. Пересев из «Самары», сразу чувствуешь: здесь гораздо просторнее. Да и сзади страдать не придется – высокая крыша и приличная ширина позволят устроиться и втроем (но не сажайте слева гренадера – нога при выходе застрянет!). Больше всего это удивляет, если вспомнить, что кузов «Калины» на 290 мм короче, чем у конкурентки. Вот и второй повод для уважения: при столь скромных габаритах багажник у молодой соперницы удобный и весьма вместительный (всего на 27 л меньше, чем у «Самары»). Что же, первый раунд выигрывает более современная и безопасная «Калина». Впрочем, она могла добиться и большего перевеса.

ВТОРОЙ РАУНД

Неудивительно, что старт обеих машин сопровождается одинаковым звуком, ведь у них почти идентичные моторы. А вот характером  соперницы различаются. «Самара» стартует уверенно, неплохо разгоняется – досаду вызывает лишь гул двигателя. Но приличная динамика с лихвой компенсирует этот недостаток. Не менее важна и четкая работа тормозов: усилие на педали дозировать легко, вдобавок даже на укатанном снегу машина замедляется уверенно, без рысканья и рывков. Радует четкая работа сцепления и коробки передач. Правда, орудовать рычагом нужно аккуратно, с оглядкой – чтобы, включая первую, не зацепить собственное правое колено. Да и заднюю не удается воткнуть без контакта с ногой.
«Калина» срывается с места чуть быстрее и энергичнее. С первой и задней передачами проблем не возникает, а вот включать третью приходится этаким волнообразным движением – чуть вправо, затем вперед и немного влево. Да и тормоза чуть более жесткие: рабочий ход педали короче, а усилие больше. К счастью, на эффективность это не влияет. По-разному воспринимают дуэлянты дорожные неровности. Ухабы, которые «Самара» проглатывает без проблем, «Калина» проходит с несильным, но жестковатым толчком, который сопровождается неприятным гулким звуком. Зато «пятнадцатая» гораздо хуже держит сильные удары, так что крупные ямы на ней лучше объезжать.
В поворотах испытанная временем «Самара» демонстрирует спокойствие, покладистость и предсказуемость – достаточно вовремя прибавить газу, чтобы вытянуть ее из сложной ситуации. Баранка и без усилителя не заставляет накачивать мускулатуру рук и радует достаточной обратной связью.
«Калина» гораздо порывистее. Резкие маневры выводят ее из равновесия, порой доходит даже до опасных заносов. Отчасти это на совести слишком легкого руля – порой ловишь траекторию  скорее на глаз, чем на ощупь.

ФИНАЛ

Как же рассудить непростой поединок? Устаревшая, но умудренная опытом «Самара» благодаря неплохому ездовому комфорту все еще способна противостоять молодой претендентке. Однако для полноценной конкуренции ей уже не хватает многого: ABS, подушек безопасности. «Калина», хотя и ведет себя на дороге менее предсказуемо, все же ближе к образцам
современного автомобилестроения. Есть ABS, доступны (в зависимости от комплектации) пара подушек, кондиционер. Да и эргономика салона может сыграть не последнюю роль при выборе авто. Впрочем, окончательное решение об исходе поединка принимает публика. Задача увлекательная, но и ответственная…

ОПЫТ ЗР

■ Могут ли возникнуть сложности с ремонтом «Самары» и «Калины»?
К счастью владельцев, обе машины можно починить в любом уголке Украины и России.

■ Есть ли характерные болезни?
«Самары» заслужили положительные отзывы благодаря отсутствию откровенно слабых мест (хотя всегда готовы подкинуть малоприятные сюрпризы). У «Калины» особенно опасным может стать отказ электроусилителя руля, но сейчас этот дефект вроде бы изжит.

■ Что нам понравилось:
«Лада-Самара» с возрастом избавилась от многих недостатков «восьмерок» и «девяток». Расшатанный и гремучий салон, «табуреточная» подвеска остались в прошлом. А высокая ремонтопригодность в сочетании с неплохим комфортом понравятся большинству не слишком требовательных покупателей.
«Лада-Калина» – дитя компьютерного проектирования: это чувствуется по плотной и логичной компоновке многих узлов и агрегатов, просторному салону и багажнику (кстати, с вариантами трансформации), удобной посадке и продуманной эргономике. Вспоминая первые «калины», признаем: качество нынешних машин улучшилось. При этом подорожали они, в отличие от конкурентов, всего на 
10–15%.

■ Что нам не понравилось:
С каждым годом «Самара» все дальше и дальше от современности. Неизжитые дефекты изготовления и сборки, недостатки эргономики, отсутствие востребованных опций – из-за этого модель медленно, но верно уходит в историю.
Несмотря на старания завода поднять качество «калин», работать еще есть над чем, детских болезней предостаточно. В первую очередь – шум и вибрации. Невысоких оценок заслуживает и поведение на дороге, тем более что не забыты хорошие примеры из прошлого. Производителю стоит также обратить внимание на стоимость запчастей и обслуживания – доступный автомобиль должен быть таковым не только при покупке.

Денис Арутюнян: «Выбор между «Самарой» и «Калиной» весьма непрост: одна морально устарела, но приятна и комфортна, вторая отпугивает детскими недугами. В конечном итоге главным аргументом станет, видимо, толщина кошелька».

Предыдущая статьяЛетние шины 185/60R14 : Установка на лето
Следующая статьяMini John Cooper Works : Во имя ИMINI