На пятый день гонки организаторы испугались, что до финиша не доедет никто… Итоги двухнедельного марафона, впервые прошедшего по Аргентине и Чили, подводит Сергей Зиновьев.

Сначала все шло правильно, почти по-африкански. Хорошие и плохие дороги от Буэнос-Айреса на юг вдоль побережья Атлантики караван из 477 боевых единиц преодолел элементарно. Борьба фантастически плотная, на длинных скоростных участках лидеров разделяли минуты, а то и секунды – какая интрига! Беспокоили только жара – днем за сорок, хуже, чем в Африке, – и пыль, гораздо более летучая и въедливая.
А потом началось. Пятый этап – настоящее бездорожье, пески в предгорьях Анд, сыпучие и очень вязкие. Вдобавок прошел ливень, наполнив русла пересох­ших рек. Средняя скорость лидеров – меньше 60 км/ч! Старожилы «Дакара» припомнили, что подобное было лишь однажды. Давно, в Мавритании. На пятом этапе до финиша добрались только три четверти экипажей зачетов Car (автомобили) и Truck (грузовики). Остальные застряли. Те, кто откопал свои машины, шли на помощь другим бедолагам. И всю ночь потом измотанные экипажи стягивались к бивуаку, опоздав на ужин, ночлег и все пункты контроля времени. Возникла путаница в протоколах – и уже не прекращалась вплоть до финиша. 200-часовые штрафы то назначали, то отменяли, то заменяли меньшими. Правда, группы лидеров этот беспорядок не коснулся.
Пески, камни, пыль и жара постепенно убрали из гонки всех, кто по каким-то причинам не приглянулся «Дакару». Сгорел дотла багги Ивана Мюллера – «туринговый» чемпион мира не добрался даже до Чили. Победитель Кубка мира по ралли-рейдам Нассер аль-Аттиях, поначалу лидировавший, пал жертвой перегревшегося мотора. Умирающий БМВ-Х3 просто не смог забраться на очередной песчаный холм, где засел судейский пост, контролирующий прохождение трассы, и гонщика из Катара сняли с  дистанции. Жестокий удар обрушился на заводскую команду «Мицубиси» – три экипажа выбыли в первой половине гонки. Четвертый, Хуана Ромы, уцелел чудом, семь часов посвятив ремонту и откапыванию. Новые турбодизельные прототипы-«лансеры», пришедшие на смену проверенным «паджеро», оказались недостаточно надежны.
А на перевалах Анд мрачно лежал снег. На всякий случай высокогорные участки укоротили. Поэтому на высотах за 2500 м гонщики побывали только в щадящем дорожном режиме. Впереди и без того самая сложная часть маршрута, безводная пустыня Атакама с камнями и песчаными горами. Дюнами их уже не называли. Африканские дюны, как оказалось, – детская песочница в сравнении с чилийскими. Как вам нравится дюна высотой метров триста? Перевернувшиеся машины исчислялись десятками. Маршалы гонки решили, что это перебор, и продолжили укорачивать скоростные участки, а один вообще отменили, сославшись на сильный утренний туман.
Вышло, что из обещанных 6000 км скоростных участков экипажи прошли примерно половину. И примерно половина экипажей в итоге добралась до финиша. Такая вот арифметика нынешнего «Дакара». Причем последние два этапа разве что тертым шоколадом не посыпали – ровные, понятные «пилотские» дороги.
Но даже в таком, усеченном и упрощенном, виде южноамериканский «Дакар» признали более тяжелым и сложным, чем африканский. И потому особенно ценна победа. Двукратного чемпиона мира по классическому ралли Карлоса Сайнса в качестве победителя «Дакар» отверг. Испанец уверенно лидировал, но «Туарег» Матадора перевернулся на последнем из  песчаных этапов. Россиянин Леонид Новицкий, проезжавший мимо, остановился и помог вернуть машину на колеса. Однако подоспевшие медики установили, что штурман Мишель Перен сломал руку – дальше ехать никак нельзя. Позже Сайнс сказал, что 200 км здешних пустынь по затратам сил и нервов на их преодоление равны 600 км африканских.
Поразительно, но именно в Америке состоялась первая победа африканца на «Дакаре» – вернее, южноафриканца Жинеля де Вильерса («Фольксваген»). Очередной триумф отметила команда «КамАЗ-Мастер». Дружине из Набережных Челнов, по сути, нашелся только один равный соперник – голландец Герард де Рой (ХИНАФ). Сначала лидировал, потом стал отставать и ближе к концу прекратил сопротивление. Так что лавры в честном поединке разыграли Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров – оба раньше уже покоряли «Дакар». Ныне сильнее оказался Кабиров, выиграв у Чагина на финише… 3 минуты.

Результаты «Дакара-2009» см. в рубрике «Паддок».

ХРОНИКА «ДАКАРА»

Южноамериканский вариант «Дакара» оказался жестоким: как всегда, множество падений и травм у мотоциклистов плюс тепловые удары – пилоты теряли сознание прямо на ходу. Один заблудившийся мотогонщик скончался, более двух суток прождав, пока его найдут спецслужбы гонки и местная жандармерия.
Из девяти российских экипажей, стартовавших в зачете Car, до финиша добрались шесть. Ломались, застревали, но доехали. Леонид Новицкий, занявший очень высокое восьмое место, не избежал неурядиц: на одном из этапов сбился с маршрута и застрял в болоте, откуда выбирался несколько часов. В итоге стал лучшим из всех пилотов, выступавших на БМВ-Х3.
Победитель «Дакара-2007» Ханс Стейси (МАН), считавшийся одним из главных фаворитов, трассу не преодолел. Голландец изрядно проигрывал всем трем КамАЗам на всех этапах. И в итоге сошел – отчасти из-за поломки переднего моста, а отчасти из-за того, что техничка, шедшая ему на помощь, перевернулась.
На заключительном этапе система компьютерного мониторинга гонки дала сбой. По ее мнению, экипаж Фирдауса Кабирова вообще не прошел ни одной контрольной точки на трассе. Слепо веря компьютеру, организаторы поначалу поздравили с победой Владимира Чагина. Позже все прояснилось: этап, а вместе с ним и гонку выиграл Кабиров.
Главная претензия большинства участников (как из верхней, так и из нижней части турнирной таблицы) к организаторам «Дакара-2009» – слишком уж урезали скоростные участки. В числе плюсов гонки отличные условия на ночных бивуаках и отменная еда. А также невероятный интерес населения: последние 300 км трассы, говорят, представляли собой живой коридор из зрителей.


  Третья попытка Карлоса Сайнса покорить «Дакар» тоже не удалась. Хотя на этот раз титулованный испанец подобрался к победе вплотную.

  Момент триумфа. Чтобы добыть этот культовый предмет, Жинель де Вильерс на две недели отказался от цивилизованного образа жизни.

Предыдущая статьяMini John Cooper Works : Во имя ИMINI
Следующая статьяТорможение с прицепом