Купившие автомобиль в кредит столкнулись из-за экономического кризиса с серьезными проблемами. И совсем не повезло тому, кто разбил «кредитное» авто… Консультирует адвокат Игорь Юдин (тел. 044 238-85-85).

?У меня легковой автомобиль, купленный в кредит около года назад и застрахованный на условиях КАСКО. Месяц назад я попал в аварию, после которой он восстановлению не подлежит. Страховая компания предлагает к выплате сумму гораздо меньше той, на которую заключен договор страхования, ссылаясь на оценку ущерба, сделанную экспертом. Получается, что я лишился машины и еще остаюсь должником банка, так как выплаты страховой компании не хватит, чтобы погасить остаток кредита. Правы ли работники страховой компании?

Ситуация у вас действительно не простая. Страховая компания формально права: согласно «Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств» (утвержденной совместным приказом Минюста и ФГИ №142/5/2092 от 24.12.2003 г.) в тех случаях, когда стоимость восстановительного ремонта превышает рыночную стоимость транспортного средства, эксперт должен оценить ущерб исходя из средней рыночной стоимости аналогичного автомобиля. Думаю, что именно так он и поступил. А поскольку из-за экономического кризиса цены легковых машин по состоянию на дату оценки значительно снизились, предлагаемая сумма выплаты оказалась намного ниже суммы договора страхования.
В то же время в договоре страхования указана максимальная сумма возмещения, равная стоимости вашей машины в момент покупки. При абсолютном повреждении автомобиля, исключающем возможность восстановительного ремонта (на жаргоне страховщиков – «тотал»), договор обязывает страховую компанию выплатить возмещение, равное сумме договора.
Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, страховщик не может выплатить вам сумму, превышающую реальный ущерб (это предусмотрено Законом Украины «О страховании»), а определенный оценщиком по указанной выше «Методике…» размер ущерба не может быть больше рыночной стоимости автомобиля. Но с другой стороны, при заключении договора страхования сторонами была определена его сумма, исходя из которой вы делали страховые платежи. И эта сумма подлежит выплате при полном уничтожении застрахованного транспортного средства.
Разрешить такое противоречие можно только в судебном порядке. Кроме документов, подтверждающих наступление страхового случая, к заявлению в суд следует приложить документ, свидетельствующий о невозможности отремонтировать автомашину. Судебная практика по такого рода спорам еще только складывается и трудно гарантировать ваш успех, но при правильно оформленных документах и грамотной юридической позиции есть неплохие шансы на выигрыш.

?Могу ли я выехать в отпуск в страны Шенгенской зоны и Россию на ВАЗ-21093 с каталитическим нейтрализатором?

Никаких запретов на выезд за границу на автомобиле ВАЗ-21093 нет. Автомобиль должен быть технически исправен, вы должны иметь необходимый комплект документов (свидетельство о регистрации транспортного средства, талон о прохождении технического осмотра, договор (полис) страхования гражданской ответственности, действие которого распространяется на страну (страны) пребывания и на те, которые вы будете проезжать транзитом). Кстати, страховку стоит купить в городе, где вы проживаете, – на границе она обычно дороже.
Кроме того, автомобиль должен иметь наклейку с обозначением страны регистрации (в нашем случае – Украины, с буквами UA). При выезде в Европу и Россию необходимо знать, что Правилами дорожного движения там запрещена эксплуатация легковых автомобилей с затонированными лобовыми стеклами – допускается тонировка только задних боковых и заднего стекол.
При пересечении государственной границы владелец транспортного средства обязан его задекларировать и оформить обязательство об обратном вывозе из страны временного пребывания.

Предыдущая статьяHonda Legend : Тринадцатый воин
Следующая статьяНа прилавке: мартовский набор «must-have» автотоваров 2009 года