Паркетники и хорошая проходимость несовместимы? Оценить нюансы современных
кроссоверов с разными коробками передач взялись Сергей Воскресенский и Денис Арутюнян. Фото: Константин Якубов.

Испытания вседорожников с разными трансмиссиями мы задумали как некий зимний идеологический аналог нашего традиционного марафона «60 часов «За рулем». Конечно, это лишь часть испытаний, которые хотелось бы провести в будущем, но очень существенная. Больно уж «непрозрачными» становятся автомобили! Каковы их реальные возможности? Какой тип из популярного ныне набора трансмиссий выбрать под конкретные условия эксплуатации? Мы опять на скоростной дороге полигона, только теперь укрытой снежным покровом толщиной 200–300 мм. Объекты нашего обследования – новинки, уже популярные в России и Украине. «Пежо-4007» – продукт современного клонирования (близнец «Мицубиси-Аутлендер XL» и «Ситроена С-Кроссер»).

Кстати, вариатор и электронная муфта у близнецов совершенно одинаковые. Дизельный «Тигуан» – один из представителей обширного семейства полноприводных «фольксвагенов» с муфтой «Халдекс» последнего поколения и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Автомат и дизель показались весьма разумным сочетанием для нашего потребителя. Ну и наконец, симметричный, как его называют японские конструкторы, полный привод. «Субару-Форестер» для этих испытаний выбрали именно с 5-ступенчатой механикой и традиционным для фирмы демультипликатором. Аутсайдер наметился сразу, еще до начала серьезных испытаний. А вот выделить лидера не так просто. Результат получился неожиданный и не очень связанный с конструкцией трансмиссии…

БЕЗЗУБЫЙ

Поначалу «Пежо-4007» радует не только выразительной внешностью: он резв, удобен внутри, надежен в управлении, в том числе на скользкой дороге. Благодаря полностью отключаемой системе стабилизации на нем можно вволю поскользить, почувствовать все нюансы полного привода. Настораживают грубоватые и шумные на дорожной мелочи подвески да невесть откуда взявшаяся карта Франции в навигаторе (машина-то в отечественной комплектации!). Трудно передать ощущение в тот момент, когда GPS-модуль начинает связываться со скоростным кольцом полигона, демонстрируя при этом улицы Парижа. Зато вариатор с нудноватым темпераментом работу выполняет исправно, и до определенного момента к нему относишься почти как к обычному, хотя и немного странному, автомату. Он застрял! Вокруг задорно бороздят снег «Форестер» и «Тигуан», выбирая местечко посимпатичнее.

А смело ринувшийся туда же 4007-й беспомощно зависает в рыхлом сугробе. Мотор старательно рычит, трансмиссия тоже трудится – по телу машины, по крайней мере, пробегает дрожь. Но колеса, увы, стоят на месте. Похоже, вариатор попросту буксует, старательно переводя энергию мотора в тепло. Можно, конечно, подождать, пока оно растопит снег, но тогда уже нечего будет испытывать. А ведь работа еще толком не началась. Поехали! Антипробуксовочную электронику лучше сразу отключить, иначе она остановит машину в первом же серьезном сугробе и все повторится. В глубоком снегу 4007-й становится нервным, норовистым, постоянно шарахается из стороны в сторону. Особенно это мешает при самом внедорожном режиме настроек трансмиссии 4WD Lock. А вот в среднем – без Lock – «Пежо» ведет себя несколько спокойнее. В общем, приноравливаемся потихоньку. Вариатор очень быстро заставляет перейти на низшую фиксированную передачу, но даже тогда не получается аккуратно работать акселератором.

Система все время запаздывает, и машина норовит зависнуть в снежном плену, по­этому гораздо проще держать газ нажатым почти в пол. В этом случае удается поддерживать стабильное поступательное движение и преодолевать серьезные препятствия. Честно говоря, порой страшновато – настолько облик автомобиля контрастирует с окружающим пейзажем. Но главное – не терять ход! Тогда «Пежо» режет сугробы, как нож масло. Увы, расплата наступает быстро. От силы километр «внедорожной» езды, и звук колокольчика, а вместе с ним появившийся на дисплее символ сообщают о перегреве трансмиссии. Тут же норовит отключиться привод задней оси, а «Пежо» в отместку за издевательства требует обращения на сервис.

После 15-минутного отдыха проблемы устраняются сами собой, и можно бы двигаться дальше, только веры в машину уже нет, ведь через несколько минут все повторится. Вариатор, похоже, действительно самое слабое место. Ведь перегрев преследует его не только в глубоком снегу – достаточно погазовать от души даже на обычной площадке и даже в переднеприводном режиме.

ЖАРОПОНИЖАЮЩЕГО!

Он строг внешне, снизу защищен, как тевтонский рыцарь, удобен и колоритен одновременно. Усаживаясь в «Тигуан», словно надеваешь отлично подогнанный костюм, который облегает там, где следует, и при этом совершенно не мешает управлять автомобилем. А уж сочетание 140-сильного турбодизеля и 6-ступенчатого автомата и вовсе приводит в восторг – настолько бесшумно, ненавязчиво и в то же время гармонично общение агрегатов. Словом, удобный и продуманный автомобиль. Разве что подвески довольно жесткие, прямо-таки с легковыми характеристиками. Сизый дымок заволок плетущихся позади соперников. На тахометре 3000–3500 об/мин. Да, достается дизельку по полной. Коробка передач немного покапризничала, ловко лавируя между первой и второй. Использовав ручной режим, ограничились первой ступенью – нагрузочка-то будь здоров! По сугробам «Тигуан» идет как танк, единственное, что ему мешает, – система стабилизации.

Даже после нажатия на кнопку ESP Off электроника вмешивается в происходящее, хотя и позже, чем в обычном режиме. Она все время стремится выпрямить машину, не понимая, что так двигаться в данный момент просто не получается. Едем галсами, из-за электронных торможений периодически выныривая на более укатанную дорожку. Все-таки этот кроссовер хорошо справляется с поставленной задачей. Он не очень рьяно рыскает и, следовательно, не так утомителен в управлении. К тому же здесь удается увереннее работать газом, корректируя свои ошибки (ведь глубина снежного покрова непостоянна). Вспыхнувший поначалу символ перегрева вместе с грустно брякнувшим зуммером показались возмутительной ошибкой. Ведь уже на протяжении нескольких километров все работает просто идеально! Увы, стрелка указателя температуры двигателя уверенно подобралась к 130 градусам и не желает возвращаться в безопасную зону.

Трансмиссия выдержала экзамен, а вот двигатель оказался не готов к подобным нагрузкам и запросил пощады. Остановка, мгновенно навалившийся гул вентиляторов – и прямо на глазах стрелка термометра возвращается на место. Все происходит настолько стремительно, что фотограф с первого раза не успевает запечатлеть не­ожиданный конфуз. Что это, глухая защита снизу нарушила тепловой режим мотора или автомобиль на подобные нагрузки совсем не рассчитан? Повторяем эксперимент: стрелка вновь начинает шествие к красной зоне примерно через 20–25 минут. Третий раз мучить машину не стоит…

В ОПРАВДАНИЕ ИМЕНИ

Сначала «Субару-Форестер» получил изрядную порцию критики. Салон простоват, на скользких кожаных сиденьях не очень удобно, да и морскую болезнь на шоссе подхватить недолго. Зато просторно, опять же настоящий полный привод. Но в общем ничего особенного. Ощущения резко меняются, едва начинаем пробные поездки по снежной целине. Оказывается, этот паркетник умеет легко трогаться в сугробе, поднимая фонтаны снежной пыли, способен маневрировать вдоль и поперек там, где только что натужно пыхтел высокий пикап – наша техничка-спасатель. «Форестер» делает очень серьезную заявку на роль внедорожного лидера. Правда, как и в «Тигуане», двигаться по целине мешает электроника. В «японце» полностью отключить ее тоже нельзя, но она не так строга и позволяет подобрать режим, при котором «Лесник» может двигаться, даже развернувшись почти поперек дороги; главное – поменьше крутить рулем.

Он заметно комфортнее остальных. Вот где мягкие подвески во благо! После попрыгунчика «Тигуана» или болтающегося из стороны в сторону 4007-го здесь просто отдыхаешь. Конечно, от работы рулем и газом никто не освобождал, но насколько же чуткая реакция на действия водителя! Кажется, автомобиль не сугробы бороздит, а едет по ровной заснеженной площадке. Тахометр показывает от 3000 до 4000 об/мин, в коробке – первая передача, демультипликатор то включен, то выключен – экспериментируем! А «Форестер», натужно ревя мотором, знай себе наматывает километр за километром. Водители смелеют, все глубже ныряя в целину, и каждый раз автомобиль уверенно выкарабкивается, заставляя поверить, что и кроссовер иногда может быть вполне приличным проходимцем.

НЕОЖИДАННЫЙ ИТОГ

Вариатор (вместе с многодисковой муфтой), по крайней мере в исполнении «Пежо» («Мицубиси», «Ситроен»), – проблемное звено в трансмиссии в условиях бездорожья: уж очень боится перегрузок. Возможно, эта слабина – «предохранитель» для экстремалов (машина целее будет), но все же вероятнее конструктивный просчет. «Фольксваген-Тигуан» – крепок и стоек с точки зрения трансмиссии, зато дизель явно недолюбливает длительное движение с большой нагрузкой. Ну а «Субару-Форестер» заслужил продолжительные аплодисменты: запас внедорожной живучести у него немалый. Итог довольно неожиданный, а потому особенно интересный.

Сергей Воскресенский: «Задуманное сравнение коробок передач превратилось почти в битву. Будем считать это репетицией еще более интересной встречи с современными кроссоверами…»

Денис Арутюнян: «По результатам теста можно судить не только о приспособленности трансмиссий к бездорожью, но и вообще о том, для какой жизни лучше подходят автомобили разных конструкций. Мне больше всех понравился «Тигуан», достойно выглядящий на асфальте и, пусть с некоторыми ограничениями, способный неплохо работать за его пределами».

Предыдущая статьяПочем люкс?
Следующая статьяНелегалы поневоле