Новый формат чемпионата мира – без ралли Монте-Карло, всего две заводские команды.

Неужели составители раллийного календаря заранее знали, что разразится экономический кризис? Ведь обсуждение реформы началось еще три года назад, цель – сокращение расходов команд за счет уменьшения числа этапов чемпионата. В итоге включили в список почти все страны, желающие проводить гонки, но с условием: этап каждая получает раз в два года.
Так и вышло, что чемпионат мира впервые за многие десятилетия стартовал не в Монте-Карло, а в Ирландии. Ралли Швеции, Новой Зеландии, Корсики – вся эта обожаемая публикой и гонщиками классика временно отодвинута в тень. Вместо них появились нелюбимое пилотами медленное ралли Кипра и неведомое ралли Польши. Этапов же осталось всего двенадцать – вместо пятнадцати.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Оказалось, такой чемпионат не нравится ни пилотам, ни зрителям: слишком мало событий. «Честно говоря, мне и 15 гонок было маловато», – говорит чемпион мира Себастьен Лоэб. А организаторы гонок несут убытки, поскольку трудно заманивать спонсоров, зрителей и пилотов, когда у состязания нет статуса чемпионата мира. Довольна лишь Международная автомобильная федерация (ФИА), придумавшая новый порядок. Пусть, дескать, раллийное первенство планеты немного потеряет в популярности, зато больше внимания получит главный источник доходов – формула 1 (там, кстати, расходы снижают совсем другими методами).
Популярность неизбежно упадет еще и потому, что из чемпионата ушли сразу две заводские команды. Правда, к «Сузуки» толком не успели привыкнуть, да и роль новичок играл скромную, а вот старожил «Субару» с культовой «Импрезой» – утрата серьезная. Элитный зачет WRC (World Rally Car) такой технической скудости не ведал никогда, ведь остались только «Ситроен-С4» да «Форд-Фокус». Даже утративший работу в «Субару» экс-чемпион мира Петер Сольберг – и тот выступает теперь на «Форде».
Каждый из двух раллийных гигантов выставил, по сути, две команды. Фордовская дочерняя «M-Спорт» как была, так и осталась. А «Ситроен» дополнительно создал молодежную дружину – отчасти для того, чтобы хоть как-то поддержать массовость. Однако пилоты вспомогательных команд едва ли претендуют на  победу хотя бы в одной гонке, и потому спортивная интрига мирового первенства донельзя примитивна: возьмет ли Лоэб шестой титул подряд? С высокой долей вероятности – да! Судя по первым гонкам (француз выиграл и в дождливой Ирландии, и в снежной Норвегии), в команде «Форд» чемпион мира родится не в этом году.
В составе молодежной команды «Ситроена» дебютировал в Норвегии Евгений Новиков. За три дня совершил лишь одну крупную ошибку – вылетел с трассы, потеряв 4 минуты. Остальную дистанцию проехал надежно и стабильно, однажды показал даже второе время на скоростном участке – после Лоэба! Итог – 12-е место на финише, хотя сам Женя считает, что было по силам набрать очки. В любом случае, для дебюта неплохо!

А В ЭТО ВРЕМЯ В МОНТЕ-КАРЛО…

…стартовала серия IRC (Intercontinental Rally Challenge) для машин класса S2000 и приравненных к ним «продакшн каров» N4. Ралли Монте-Карло никто не отменял, и оно полноценно состоялось даже без мирового статуса.
В IRC сегодня участвуют три завода – «Пежо», ФИАТ и «Шкода». Плюс, пожалуй, «Мицубиси», чья «фамилия» значится в протоколах командного зачета – «лансеры» зачета N4 регулярно здесь выступают. Действующий чемпион – француз Николя Вуйоз («Пежо-207»). Да и вообще звезд достаточно: Дидье Ориоль, Тони Гардемейстер, Стефан Сарразин, Фредди Лойкс, Антон Ален – сын легендарного Маркку Алена. По сути, в IRC нынче перебрались те, кто по каким-то причинам (обычно финансовым) не нашел или не удержал места в заводских командах чемпионата мира. Здесь тоже 12 этапов: шесть асфальтовых и шесть гравийных. Причем многие нам хорошо знакомы – например, ралли «Сан-Ремо», ралли Германии, ралли Японии… и ралли «Россия»! Еще большой вопрос, где борьба в этом году пойдет интереснее – в IRC или в WRC.
В Монте-Карло удача сопутствовала пилотам на «Пежо»: взяли весь подиум. Причем победил Себастьен Ожье – француз пока единственный, кто выступил в этом году и в IRC, и в WRC (за молодежную команду «Ситроена»). Чех Ян Копецки на «Фабии-S2000» финишировал четвертым. Что интересно, в Норвегии на такой же машине победу в зачете «Продакшн Кар», где разыгрывается официальный титул чемпиона мира, одержал швед Патрик Санделл.
Понять линию ФИА в отношении класса S2000 и серии IRC довольно сложно. Ведь ФИА сама учредила четыре года назад этот класс машин – с прицелом, что в будущем он придет на  смену нынешней когорте «уорлд ралли каров». Однако удобных условий для выступления S2000 в чемпионате мира не создала (там они попадают во второй эшелон), и потому родилась альтернативная серия, где автомобили S2000 – самые мощные и быстрые.
Между тем в ФИА оживились дебаты о скором переводе чемпионата мира на рельсы S2000 – для этого потребуется полный отказ от WRC.
В числе ярых противников подобной перемены – Себастьен Лоэб. «Я слышал разные варианты, в том числе и внедрение свода S2000+ c сохранением некоторых элементов WRC, турбокомпрессора например. Лично меня не устраивает ни один вариант: эти машины все равно будут слишком медленными. Если S2000 станет главным в чемпионате мира, я уйду из чемпионата». Что ж, по крайней мере прекратится падение популярности первенства из-за постоянных побед одного пилота.

Предыдущая статьяRenault Laguna, Mazda 6, Citroen C5: День сурка
Следующая статьяHyundai H-1: Имидж – что?