В 2006 году компания Nokian Tyres обрадовала зимних драйверов шиповками Hakkapeliitta 5. А совсем недавно презентовала очередную новинку этого зубастого семейства – Hakkapeliitta 7. Что она собой представляет и почему пропустили «шестерку», разбирался на полигоне в Лапландии Леонид Сапожников. Фото автора и Nokian Tyres.

Самый северный в мире шинный полигон возле местечка Ивало. Площадь – 700 гектаров. Низкорослая и негустая заполярная тайга, покрытое ледяной броней озеро Таммиярви…
Год назад на этом полигоне Nokian Tyres журналисты автомобильных СМИ тестировали липучки Hakkapeliitta R (ЗР, 2008, № 3). А сейчас хозяева приготовили нам новый сюрприз, уже с шипами. Эдакую розу модельного ряда, которая не вянет от мороза и не боится его спутников – льда со снегом. Hakkapeliitta 7, уверяют специалисты Nokian, не только очень безопасная, но и самая комфортная шипованная шина.
Что ж, проверим, насколько сможем. Для этого нам предложена обширная программа. На льду озера – слалом, активная езда по трассе с поворотами уменьшающегося радиуса и «лосиный тест» (экстренное торможение с объездом препятствий). На заснеженных дорогах полигона – быстрая езда колонной. А еще нас ждут изрядно обледеневшие дороги общего пользования, – финны не посыпают их солью, уважая экологию и доверяя зимним шинам. Угадайте с двух раз, какой марки?..
Финны – люди с добрым юмором (его, кстати, ценил сам Михаил Зощенко). Для разминки всем желающим предложили прокрутить на старом «Вольво-200» несложную фигуру на льду. Журналюги небрежно садились за руль – дескать, тоже мне, бином Ньютона! – и… теряли дар речи: «Вольво» коварно ехал в сторону, противоположную повороту руля. А хозяева, тайно подготовившие этот аттракцион, с трудом сдерживали улыбки… Смех смехом, но после этого езда на обычном, вменяемом автомобиле казалась радостным полетом. В чем, скажу сразу, большая заслуга шин Hakkapeliitta 7.
К нашему приезду двадцатиградусный мороз сменился температурой минус четыре, и лед стал более скользким. Но даже на самом крутом повороте в сугроб никто не въехал – если не считать микроавтобуса, водитель которого демонстрировал класс пассажирке-блондинке из Москвы… Никто не сбил и «лося» при переставке, хоть с каждой следующей попыткой мы разгонялись энергичнее, все больше проникаясь доверием к «семерке». То же самое и на дорогах, – вначале казалось, что для них 60 км/ч очень приличная скорость, но вскоре стало ясно, что по снежной колее можно смело развивать до 80-90, а на асфальтово-ледяной мозаике шоссе даже все 120, если бы не запрещающие знаки…
Комфорт? Он прежде всего акустический: шины как для шиповок вели себя удивительно тихо. Но я бы на месте Nokian Tyres добавил к этому душевный комфорт: «семерка» дарит его водителю за счет отличной управляемости и сцепления на льду и на снегу.

ЛУЧШЕЕ – НЕ ВРАГ ХОРОШЕГО!

Nokian Hakkapeliitta 7 превосходит свою предшественницу «пятерку» по всем основным показателям, подтверждая известную истину: совершенству нет предела. Шаг вперед оказался таким внушительным (неожиданно для самих разработчиков), что новинке присвоили не очередной индекс 6, а следующий за ним. Это все равно, как если бы подполковника произвели сразу в генералы…
Своим успехом Hakkapeliitta 7 обязана ряду инноваций. Важнейшее ноу-хау – резиновая смесь на базе криосилана. Отдел разработки материалов Nokian Tyres, проведя множество испытаний, создал новую композицию: натуральный каучук, силика (двуокись кремния) и рапсовое масло. Это сочетание не только обеспечило «семерке» отличное сцепление на льду, снегу и мокрых поверхностях, но и повысило стойкость шины к износу. Большое количество силики уменьшает сопротивление качению – значит, и расход топлива. А добавление в смесь рапсового масла делает резину прочной на разрыв. Но как совместить силику и натуральный каучук, чтобы они стали единой массой? Эту проблему решили, добавив в композицию силан.
Для уменьшения шума тоже придумали новшество – воздушные амортизаторы. Это каплевидные отверстия, сделанные в шашке протектора перед шипом. Когда шип касается дороги, они сжимаются, гася вибрацию шипа и смягчая удар.
О новом шипе надо сказать отдельно. Его твердосплавная вставка стала шестигранной (у «пятерки» она была квадратной) и имеет форму ромба с усеченными острыми углами. Шип вставляется в шашку протектора так, чтобы его широкая часть была ориентирована по ходу движения. Это существенно улучшает сцепление при торможении и разгоне. А усеченные углы ромба противодействуют боковому скольжению.
– Наверное, – спросили мы хозяев, – «пятерку» снимут с производства?
Оказывается, не снимут. Это ведь тоже вполне достойная шина, к тому же более дешевая. Так что у водителей будет выбор между «генералом» и «подполковником» зимней кавалерии (Hakkapeliitta в переводе с финского – кавалерист).

ОТ «ЛАДЫ» ДО «ПОРШЕ»

Hakkapeliitta 7 годится для самых разных авто, потому что выпускается в 48 типоразмерах от 13 до 20 дюймов. Кстати, о «Порше» – специально для машин этой марки разработана «семерка» с индексом скорости Н (210 км/ч). Значит, в зимних гонках «кузовов» у пилотов Porsche будет теперь сильный козырь…
Новинка появится в продаже осенью в скандинавских странах, России, Белоруссии, Казахстане. И, конечно, у нас в Украине. Чтобы, слушая накануне поездки прогноз погоды, мы не хмурились при словах «на дорогах ожеледиця».

Предыдущая статьяHyundai i20 : В традициях модерна
Следующая статьяЛетние шины 185/60R14 : Установка на лето