Авторынок Украины находится сейчас на уровне между 2003 и 2004 годами и не дает оснований рассчитывать на быстрый подъем. По итогам марта он сократился на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, мартовские продажи возросли на 27% по сравнению с февралем 2009 года.

Это уже неплохо, констатирует Олег Диващук.

ПУТИ ВЫЖИВАНИЯ

Мартовский прирост сам по себе не очень обнадеживает, т.к. его можно отнести на счет традиционного весеннего всплеска продаж. Поэтому главной опорой для оптимизма остается крайне низкая степень автомобилизации Украины (в 5 раз ниже, чем в не самых богатых странах Европы). Тем временем сменились лидеры рынка. По итогам первого квартала их список возглавил ВАЗ, за ним следуют Hyundai и Toyota. Однако, как утверждают эксперты, в целом смещение потребительского спроса в сторону бюджетных автомобилей пока не заметно. Для привлечения клиентов импортеры и дилеры стали активно использовать лизинг для физлиц. Здесь в пионерах – «Порше Украина», «УкрАвто», «АИС», «Лексус Сити Плаза», «АВТ Бавария». Учитывая нынешнюю рецессию, немногие компании решаются на открытие автосалонов. Среди таких смельчаков выделяется корпорация «ВиДи», открывшая «ВиДи Санрайз Моторз» в январе и «Лексус Киев Запад» в апреле. Многие продавцы осваивают новое направление – торговлю автомобилями б/у. Так, компания «Илта» открыла центр по продаже таких машин, где представлено около 200 авто. Начала активную деятельность Ассоциация дилеров автомобилей с пробегом.

Ее главные цели – создание цивилизованного вторичного рынка автомобилей и защита интересов автодилеров, работающих на нем. Интересен почин корпорации «АиС», создавшей в помощь продавцам и покупателям автомобильного «секонд-хэнда» социальный портал «АИС-Автомаркет» – пока бесплатный. Как оказалось, в Украине немало автосалонов, не продавших в первом квартале ни одного автомобиля. В новых условиях надежды дилеров на выживание связаны больше с сервисом, чем с продажами. Но и число клиентов СТО заметно сократилось: в кризис люди стараются экономить на ремонтах и техобслуживании. Кто-то по старинке обращается к гаражным умельцам, а кто-то просто ездит «до последнего», доводя свой автомобиль, по образному выражению одного из дилеров, «до полуобморочного состояния»… Неудивительно, что все чаще приходится слышать о заманчивых сервисных программах от различных игроков рынка. Это, например, «АИС-Дисконт», со скидками для клиентов СТО. Официальный Mercedes (компания «Автокапитал») привлекает программой круглосуточного сервиса Service 24h. «Лексус Техно Плаза» предлагает «отель для шин», чтобы не хранить летом зимние покрышки, а зимой летние на балконе или в гараже… Многие сервисные центры стремятся получить право проводить техосмотры – ведь здесь действуют коммерческие тарифы, а не те, что приняты в ГАИ.

КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ

Спад автомобильного рынка наиболее ощутим в центре страны. Так, в Житомире продают по сравнению с 2008 годом на 80% меньше, в Кировоградской области и Виннице – на 81%. Следом идет восток: Донецк (– 77%), Днепропетровск (– 80%), Запорожье (– 73%), Луганщина (– 75%). В Киеве и области продажи сократились на 75%. На юге ситуация чуть лучше: в Крыму, Одессе и Херсоне падение продаж составило 60%, 64% и 67% соответственно. В западных областях неоднозначная ситуация. Львовская, Хмельницкая и и Ровенская не уступают по глубине падения востоку: – 73%, – 80%, – 83%. В то же время Тернопольская область имеет лучший в Украине результат: – 58%. Судя по первым месяцам 2009 года наиболее прочные позиции в регионах имеет сеть корпорации «УкрАвто». Влияние и уверенность сохраняют также «АИС», «Украинский автомобильный холдинг», «Еврокар», «Рено Украина», «Виннер», «Торговый дом «НИКО», «Нисcан Мотор Украина», «Порше Украина» и др. В автосалонах до сих пор можно найти автомобили 2008 года выпуска, которые стоят в долларовом эквиваленте на 40-50% меньше, чем осенью. Как только этот запас будет распродан, авто опять начнут расти в цене. Дилеры попытались было привязать цены к коммерческому курсу валюты, но быстро убедились, что в таком варианте продаж просто не будет.

Покупатели проявляют заметный интерес к автомобилям премиум-класса: «Акура», БМВ, «Лексус», «Мерседес», «Порше», – что позволяет дилерам надеяться на не самый плохой сезон. До коллапса продаж не дошло, и у продавцов появился осторожный оптимизм, которого в начале этого года не было и в помине. По оценкам экспертов дилеры располагают сейчас складскими запасами в 80 тыс. авто. Значительная часть этих машин была оперативно завезена перед повышением таможенной пошлины с 10% до 23%. Таких запасов при нынешнем уровне продаж может хватить еще на 4-5 месяцев работы. Что будет дальше? В январском номере мы писали: «Прогнозировать сейчас на неделю – все равно что раньше делать прогноз на год». И уже то, что сейчас ситуация на рынке просматривается почти на полгода вперед, обнадеживает. Как и то, что целый ряд импортеров: «Ниссан Мотор Украина», «Хонда Украина» и др. – не сворачивают, а расширяют свою дилерскую сеть. Вера в успех – важный шаг к успеху.

Предыдущая статьяДоводим Chevrolet Niva: Вибропортрет
Следующая статьяРоковая цифра